Взаимодействие психолога и педагогов в дополнительном образовании детей.

Бараева Р.В., педагог-психолог МАУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» Щёлковского муниципального района Московской области.
В настоящее время в системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение — создание условий для успешного развития и обучения через систему мероприятий, проводимых с целью оказания помощи ребенку в ситуациях выбора альтернатив, формирования ответственности за свой выбор и готовности к социальному самоопределению на различных стадиях развития. В практику уже внедряются вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.
Цель психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе есть обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. В таком контексте миссия психолога в системе образования очень непроста, а профессиональная практическая деятельность полифункциональна. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняется роль участников образовательного процесса. Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности. Такая личность может быть взращена только компетентным Учителем! Педагог выступает главным действующим лицом, обеспечивающим формирование у ребенка всех видов компетенций, включая метапредметные и личностные. Это предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности педагога. Значит, ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в профессиональной деятельности психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, профессиональную и личностную поддержку педагогов с целью формирования мотивационной сферы педагога, развитие его креативности, готовности к инновационной деятельности. Стандарт вводит категорию « педагогической ответственности ». Она актуальна для педагогов и специалистов, родителей — всего образовательного пространства. При введении ФГОС изменяется иерархия образовательных результатов. Основным результатом обучения считались полученные обучающимися предметные знания, умения и навыки, новый же стандарт акцентирует достижение метапредметных и личностных результатов. Психолог в образовании будет всегда выступать адвокатом ребенка, защищая его в конфликтных ситуациях, содействуя созданию условий для его оптимального развития. Новые стандарты влияют на критерии качества деятельности и направления работы психолога, определяя при этом ряд новых. Специалисты дополнительного образования не могут не учитывать этих изменений современности в общеобразовательной школе. Поэтому общеразвивающие программы педагогов УДОД должны быть наполнены занятиями и упражнениями, формирующими метапредметные знания и умения. Психолог же будет обязан скорректировать свою деятельность по профессиональному сопровождению образовательного процесса в формате развивающего пространства дополнительного образования. Психолог образовательного учреждения (ДОУ, школы, УДОД, специализированного Центра) призван содействовать созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, повышению качества воспитательно-образовательного процесса, психологической компетентности педагогов и родителей, развитию образовательного учреждения в целом. Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение. С таким объемом работы, с такими задачами более эффективно справлялась бы система или служба психолого-педагогического сопровождения. Но ситуация складывается в образовании по-разному. В нашем районе (в учреждениях дополнительного образования) психологи востребованы, получают поддержку и понимание администрации. На примере МАУДО Центр «Романтик» покажем, как практически происходит реализация и наполнение направлений работы с различными категориями участников образовательного процесса, какие технологии, формы, приемы, методы и техники традиционно используются (как вариант деятельности педагога-психолога в учреждении дополнительного образования). И что важно учесть при планировании деятельности в связи с введением образовательных стандартов. 1. Психодиагностика — проведение мероприятий для получения информации об уровне психического развития детей, выявления индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса (скрининг, опросы, анкетирование и тестирование, мониторинг, наблюдение, социометрические мероприятия, профориентация, анализ результатов освоения программных материалов, исследовательская деятельность). Проведение скрининга с целью выявления уровня эмоционального выгорания педагогов (как результат – запланированы тренинги, лекционный цикл по саморегуляции, самосохранению и психологическому просвещению). Опросы родителей (выявление особенностей интеллектуального развития, уровня навыков и состояния здоровья детей, перспектив взаимодействия в формате программ семьи и учреждения); педагогов коллектива Центра, социальных педагогов и педагогов-организаторов школ района (перспективы развития Центра, вопросы планирования, тематические опросы в рамках проводимых мероприятий – особенности деятельности, оценка проведенных мероприятий, обратная связь специалистам Центра, вопросы планирования, педагогического стиля, уровня психоэмоционального состояния). Анкетирование и тестирование — подростки и школьники (участники различных районных программ): профориентационные мероприятия, тематические исследования, выявление детской активности и мотивации, уровня соответствия возрастным нормам развития, обучения, здоровья. Наблюдение воспитанников учреждения по запросам педагогов и родителей (развитие и обучение ребенка, процессы социализации, поведенческие особенности, состояние физического и психического здоровья). Социометрия в рамках тренинговых или учебных групп с целью выяснения качества отношений, лидерских и пассивных ролей в детском коллективе. Мониторинг и анализ результатов освоения общеразвивающих программ с целью изменения существующей или создания новой программы (совместно с педагогами). Материалы диагностических мероприятий используются при планировании содержания и направлений работы педагогов, специалистов и психолога учреждения, в исследовательской деятельности. 2. Психопрофилактика — предотвращение возможных проблем в процессе развития и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (помощь детям в период адаптации, выявление готовности к школе, консультативная помощь и поддержка в ситуации конфликта, разработка новых и экспертиза образовательных программ, тематические беседы и занятия, тренинги, раннее выявление способностей или отклонений в развитии, содействие интеграции детей с ОВЗ в формат образования, создание и распространение методических и просветительских материалов). Наблюдение в начале учебного года детей дошкольного возраста с целью оказания помощи в адаптационный период, в течение учебного года — работа с педагогами и родителями по определению готовности ребенка к школе, наработке важных личностных и социальных качеств, навыков и умений. Наблюдение воспитанников с целью выявления способностей или отклонений в развитии, рекомендации педагогам и родителям по итогам наблюдения. Участие в разрешении конфликтных и спорных ситуаций в детских коллективах, между родителями и педагогами. Предоставление педагогам материалов по возрастным особенностям детей, эффективным приемам взаимодействия с детьми разного возраста для корректирования или создания рабочих программ (предоставление информации, консультирование). Беседы, лекции, занятия, тренинги – с родителями (лекторий по отдельному плану, тематика: «Игра в жизни ребенка», «Домашний праздник», «Возраст», «Дети: старший и младший», «Режим, расписание», «Гиперактивный ребенок» и другое), с педагогами (цикл тренингов по самосохранению и профессиональному развитию «Синдром эмоционального выгорания», «Конфликт», «Руководитель-подчиненный», «Педагог глазами ребенка»), с воспитанниками Центра, подростками (школьниками района) (тренинги по командному взаимодействию, работа с лидерами, лекции и тренинги для «Школы вожатых», занятия по профилактике зависимости от ПАВ, преодолению различных негативных состояний, наработке навыков саморегуляции). Психологическая помощь и поддержка детей с ОВЗ, наблюдение их деятельности в формате детского объединения, консультирование педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком, принятию его особенностей и возможностей (цикл занятий для мини-групп: родители и дети, семейные группы). Разнообразные тематические просветительские материалы (памятки, листовки, буклеты, советы, рекомендации или мини-лекции) – создание и предоставление педагогам, родителям и подросткам в рамках проводимых в Центре «Романтик» массовых районных мероприятий, программ или акций, через информационный стенд, сайт по текущей необходимости или специальному запросу. 3. Коррекционная и развивающая работа — создание условий для раскрытия потенциальных возможностей и коррекция отклонений психического развития детей. Работа проводится с учетом приоритетных направлений и особенностей учреждения, специфики детского коллектива и отдельного ребенка (групповая и индивидуальная работа в рамках психокоррекционных программ, психотерапевтическая деятельность). Программа коррекции детско-родительских отношений (в группе детей 4-10 лет совместно с родителями), по программе «Особый ребенок» (для 2-3 семей с детьми с особыми возможностями здоровья); индивидуальная психокоррекция по желанию родителей (особые детские проблемы, коммуникативная напряженность, неэффективные семейные отношения); тренинги для детей и подростков по работе со страхами, повышению готовности к неизвестной ситуации, саморегуляции психоэмоционального состояния на экзамене, коррекции подросткового асоциального поведения, наработке коммуникативной уверенности. Терапевтическая работа осуществляется строго по запросу в рамках консультирования и терапевтических сессий при соблюдении юридических и этических профессиональных норм (право на проведение такой деятельности подтверждено сертификатами НЛП, телесноориентированной психотерапии, арттерапии, дипломом дефектолога). 4. Психологическое консультирование — оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса, оказание помощи при реализации индивидуальной программы воспитания и развития (индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса по проблемам: обучения, воспитания, развития, социализации и коммуникации, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений, самовоспитания, личностных проблем, ситуативным запросам, составления плана учебно-воспитательных мероприятий, создания образовательных программ и дидактических материалов). Все более востребованная участниками образовательного процесса услуга из спектра предоставляемых психологом в формате образовательного учреждения. За 2012-2013 учебный год проведено 183 консультации, преимущественно – обращения родителей по проблемам и особенностям развития, социализации, воспитания и обучения детей. К сожалению, растет количество обращений родителей детей с невротическими проявлениями, аутическими чертами, логоневрозом, гиперактивностью. Есть опыт группового (группа родителей), семейного (все члены семьи) и пролонгированного (до 10 сессий) консультирования. Консультирование – процесс непростой, творческий. При необходимости, в соответствии с запросом родителей и возможностями ребенка применяются нестандартные, необычные формы, приемы. Пример: мама обратилась с проблемой застенчивости ребенка (8 лет). У девочки была болезненная реакция (зажим лицевых мышц) на ситуацию ответа у доски в классе, что начиналось сказываться на учебе. Мы с ребенком придумали «обучение в школе гиппопотамов» (так как «…они очень громкие и широко открывают рот»). Мы учились внутренне настраиваться на выступление, контролировать речь, силу голоса и дыхание, репетировали выступления в большой аудитории (использовали сцену, актовый зал Центра). В итоге получили позитивный результат: ребенок спокойно стал отвечать у доски. 5. Психологическое просвещение и обучение — создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности). Информационный стенд, материалы сайта психолога, выступления и лекции для специалистов, рекомендации, родительский лекторий, сообщения в рамках мероприятий учреждения, создание и распространение рекламно-просветительских материалов, предоставление информация о проведении психологических мероприятий, направление в другие специализированные учреждения муниципальной территории и области. Темами выступлений, просветительских сообщений, советов и рекомендаций, материалов стенда и сайта представлен весь спектр актуальных психолого-педагогических вопросов развития, обучения, воспитания, здоровья, возрастных особенностей детей, взаимодействия детей и взрослых. Для более качественного участия и разрешения ситуации или заявленной проблемы психолог имеет возможность направлять или, по необходимости, самостоятельно взаимодействует с другими специалистами: логопедом, неврологом (детским психиатром), классным руководителем, воспитателем ДОУ, психологами ЦПППН «Янтарь», специалистами Центра «Семья», Телефоном Доверия, специализированными центрами Москвы и области. Участие в работе методического объединения педагогов-психологов УДОД, клуба «Практического психолога», профессиональных Ассоциаций, конференций и других форумов, обучение на различных курсах, семинарах и школах разного уровня позволяет быть в курсе достижений науки и практики образования, происходящих в системе событий и изменений, приобрести практический опыт и необходимые современные знания, рефлексировать деятельность, дает необходимую поддержку коллег, позволяет осознать особенности профессии для расстановки нужных акцентов в работе. Все вышесказанное относится к реалиям настоящей психологической практики. Это стандартная деятельность психолога. На чем стоит акцентировать внимание при планировании работы с учетом новых стандартов? Обозначим несколько важных моментов участия психолога в сопровождении образовательного процесса. Новые требования ФГОС касаются базового образования, но могут быть реализованы в значительной степени только в системе дополнительного образования, это стоит учитывать и брать на вооружение. Это действительно важно для гармоничного развития детей и повышения эффективности деятельности специалистов (в том числе и психолога) образования. Для решения поставленных воспитательных задач стандарт предполагает реализацию общественного договора (трехстороннего соглашения) между родителями, специалистами и государством в интересах развития ученика. Партнерский договор с родителями – это, скорее, зона конфликтов, нежели традиционное взаимодействие. В этом процессе направляющая функция психолога исключительно может быть востребована: для конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса; для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения; для обеспечения координации их действий в интересах ребенка. В профессиональную компетентность психолога в большей мере может входить исследование образовательных запросов, прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, проектирование системы психолого-педагогической поддержки, а также практическое ведение переговорного процесса. В процессе реализации нового стандарта психолог должен взять на себя и более значимую роль по организации знакомства педагогов с понятийным обоснованием содержания нового образования, построенным полностью на психологических концептах, помощи в методологии и диагностике, оценке комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей, профилактике синдрома эмоционального выгорания, наработке необходимых профессиональных психолого-педагогических компетенций, повышению общей психологической культуры педагога. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы контроля и диагностики результатов образовательного процесса. Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, технологии формирования и измерения метапредметных и личностных компетенций, контроль соответствия процесса развития ребенка его индивидуальным возможностям будут главными предметам деятельности психолога. На сегодня ценность отношений все чаще ставится выше материальных благ. Психолог — специалист в налаживании ценностного общения, и может стать помощником педагога в активной наработке его профессиональной и личностной коммуникативной компетентности. Государству выгодно, чтобы детям нравилось в учреждении образования, чтобы формировалась конкурентоспособная, мобильная, коммуникативная личность, откликающаяся на другого человека, осознающая свои ценности. Психолог может быть модератором, проектировщиком, руководителем прогрессивных социальных и исследовательских проектов в процессе обучения, развития и воспитания ребенка в образовательном пространстве. Профессионально-личностное самоопределение психолога в настоящий непростой момент является ведущим фактором. Активная профессиональная позиция создает доверие детей, педагогов и родителей, поддержку администрации. Психологам необходимо проявлять инициативу! Мотивация психолога на успешную деятельность порождает подъем учительского творчества, позитивно принимается родителями, обеспечивает решение ряда проблем при реализации психолого-педагогических проектов. Руководителям образовательных учреждений, в свою очередь, важно помочь психологу осознать свои возможности и перспективы, свою значимость при достижении образовательных результатов.