Выявление и оценка результативности деятельности детского объединения и педагога дополнительного образования.

В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы). Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность.
Просмотр содержимого документа «Выявление и оценка результативности деятельности детского объединения и педагога дополнительного образования.»
ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ.
В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы). Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность. Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики. Таким образом, у каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат освоения образовательной программы. Это, кроме того, определено квалификационной характеристикой должностей работников образования, утвержденной Постановлением Минсоцразвития РФ от 26.10.2010 г. № 761-р и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21.12.2012, ст.30, п.2; ст.58, п.1; ст.59, п.1; ст.60, пп.2, 3, 15. Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? И здесь нам поможет образовательная программа, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе.19 При подведении общих итогов диагностики результатов, прежде всего, следует обратить внимание на степень выполнения образовательной программы. В дополнительном образовании существуют программы разных уровней освоения: общекультурного (ознакомительные), углубленные (формирующие интерес к предметной области) и профессионально ориентированные. В зависимости от уровня освоения программы предполагаются и соответствующие результаты ее освоения. В дополнительном образовании отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие. К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента. К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д. Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана. В дополнительном образовании используются следующие формы контроля освоения образовательных программ: собеседование, учебное тестирование, беседа, зачет, анкетирование, реферат, викторина, выполнение спортивных нормативов, экзамен, контрольные упражнения, диагностическая игра, анализ и защита творческой работы. К формам предъявления результата можно отнести: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации и т.д. Результаты диагностики могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т.д. То есть, должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности. Можно выделить следующие показатели результативности педагогического процесса: 1. Сохранность контингента. 2. Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития. 3. Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу. 4. Успешное освоение детьми программы. 5. Соответствие результатов деятельности целевым установкам. 6. Создание образовательных и учебных программ, способных увлечь и 20 заинтересовать детей. 7. Результаты зачетов, экзаменов, соревнований и т.д. 8. Экспертные оценки специалистов. Для того, чтобы определить качество результата или оценить качество образования, необходимо определить критерии или показатели результативности образовательного процесса. Критерии должны соотноситься с определенными параметрами результативности. Их можно представить в виде таблицы: Параметры результативности образовательного процесса Критерии 1.Опыт освоения воспитанниками теоретической информации (теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией) Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. 2.Опыт практической деятельности: освоение способов деятельности, умений и навыков (практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным темам учебно-тематического плана, навыки соблюдения правил безопасности) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям. 3.Опыт творчества Проявление креативности в процессе освоения программы. 4.Опыт общения (эмоционально-ценностные отношения, формирование личностных качеств воспитанников) Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. 5.Опыт социально значимой деятельности Социальная активность, достижения воспитанников. Как видно из таблицы, параметры результативности напрямую соотносятся с компетентностным подходом в образовании. Формирование ключевых компетентностей у воспитанников позволяет им решать проблемы и типичные задачи, возникающие в жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и способы их решения, которые обеспечивают формирование компетентностей. И дополнительное образование в полной мере представляет ребенку этот новый вектор развития, а уровень развития у воспитанников ключевых компетентностей напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, оттого, как выстроен образовательный процесс, как разработаны и применяются критерии показателей и условий эффективности реализации дополнительных образовательных программ. 21 МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В образовательном процессе используется большое к.