Высшее политехническое образование.

обучение, в процессе которого уч-ся, в пределах их возможностей, овладевают основами производства и практическими навыками, необходимыми для трудовой деятельности в современном производстве.
Общие принципы политехнического обучения в массовых и спец. школах одинаковы. Однако в разных типах спец. школ они реализуются с учетом особенностей познавательной деятельности и развития уч-ся.
При осуществлении П. о. в спец. школах необходимо учитывать, что любой вид производительного труда требует не только применения машин, организации технологического процесса, использования разнообразных материалов, но и профессиональной подготовки рабочего. В связи с этим П. о. в спец. школах можно реализовать путем изучения конкретных производств, в которых наблюдаются общетехнические принципы.
Большие возможности реализации политехнического обучения представляются в период проведения производственной практики в условиях производства. При этом необходимо добиваться, чтобы производственная практика проходила на предприятиях, оснащенных современной техникой и обеспечивала наиболее полное знакомство с начальными основами организации производства, с массовыми профессиями.
В задачи П. о. в спец. школах входит: вооружить уч-ся общетехническими знаниями и практическими навыками, необходимыми для активного участия в производственном труде, ознакомить их с некоторыми доступными отраслями производства для повышения общетехнической подготовки, воспитать коммунистическое отношение к труду, обеспечить по возможности разностороннее развитие физических и умственных способностей. Содержание П. о. составляют: а) изучение научных основ производства в процессе овладения общеобразовательными знаниями по физике, математике, биологии, химии, географии, черчению в объеме программ спец. школ разного типа; б) знакомство с основными отраслями производства и сельского хозяйства (учитывая возможности уч-ся и перспективы их специализации); в) умение пользоваться различными инструментами, приборами, специальными устройствами, облегчающими ориентировку и труд уч-ся; г) практическое и теоретическое знакомство с машинами; д) овладение приемами расчетов, измерений, технического моделирования, выполнения графических изображений; е) овладение передовыми методами труда, навыками планирования и учета; ж) практическое ознакомление с технологическим процессом того или иного конкретного производства, воспитание культуры коммунистического труда, умения работать в коллективе; з) опытническая работа в сельском хозяйстве, на школьном учебно-опытном участке, в саду и т. п.; и) изучение общетехнических основ производства путем изучения специальных дисциплин: технической механики, электротехники, радиотехники, специальной графики.
П. о. не следует отождествлять с профессиональным обучением. Объем политехнических знаний и производственных навыков и умений в разных типах спец. школ различен. Вместе с тем П. о. во всех типах школ предусматривает ознакомление уч-ся с некоторыми важными отраслями производства, наиболее распространенными и доступными для уч-ся орудиями труда, технологическим процессом, социалистическими формами организации труда, приемами и способами обработки различных материалов. Все это позволяет уч-ся старших классов освоить специальность и включиться в производительный труд на каком-либо конкретном производстве.
П. о. в спец. школах — позволяет значительно расширить знания слепых детей; вместо кустарных работ: плетения корзин, изготовления щеток и т. п. уч-ся спец. школ для слепых приобрели возможность получить профессии, связанные с электротехникой, металлообработкой, деревообработкой. В школах для глухих плодотворно осуществляется обучение по металлообработке, деревообработке, швейному делу и профессиональному черчению.
Значительно повысился уровень политехнической трудовой подготовки во вспомогательных школах.
П. о. и соединение обучения с производительным трудом укрепляют связь спец. школ с жизнью. Этому способствуют: а) усовершенствование содержания обучения с учетом требований современного производства и особенностей развития уч-ся спец. школ; б) усовершенствование методов и организации обучения, повышение самостоятельности и активности уч-ся, широкое применение лабораторных и практических работ, опытничество, работа в школьных мастерских, в саду и др.; в) применение разных форм связи школы с производством: производственная практика, производственные экскурсии, производительный и общественно полезный труд на предприятии, в сельском хозяйстве, в учебных мастерских, встречи с членами бригад коммунистического труда и др.; г) организация разных форм внешкольной и внеклассной работы: участие в комсомольской, пионерской работе, занятия в Доме пионеров, на детской технической станции, участие в краеведческих экскурсиях, туристских походах, в выставках детского технического творчества, олимпиадах, конкурсах, встречах с учеными, писателями, работниками искусства и т. п.; д) коренное изменение содержания методов и организационных форм трудового производственного обучения: введение индустриальных видов труда, преодоление ремесленничества.
П. о. строится в спец. школах на общеобразовательной основе и предполагает тесную связь общего образования с трудом уч-ся.
Научными основами производства уч-ся спец. школ овладевают при изучении общеобразовательных предметов политехнического цикла. Математика обучает приемам вычислений, измерений, расчетов. На уроках физики уч-ся знакомятся с получением и применением электроэнергии, с тепловой, механической, световой энергией, переходом одних форм энергии в другие, с физико-техническими принципами действия машин; на уроках химии — с получением и использованием различных химических веществ. Черчение знакомит уч-ся с приемами выполнения чертежей, радиосхем и электрических схем. Изучая биологию и работая в сельском хозяйстве, уч-ся приобретают навыки ухода за животными и растениями.
На уроках географии они получают сведения о размещении природных ресурсов, о социалистической организации народного хозяйства и т. д. Работая в учебных мастерских, уч-ся наблюдают за производственными процессами и овладевают практическими производственными навыками. Объем политехнических знаний, который должен быть сообщен ученикам, очень большой. Важная роль в сообщении знаний уч-ся отводится преподавателям математики, физики, черчения, химии, биологии, географии. Они могут на конкретных примерах в процессе трудовой деятельности уч-ся демонстрировать применение законов и положений этих наук. При ознакомлении уч-ся с работой токарного, фрезерного, сверлильного станков, конвейеров для сборки, инструментов преподаватель физики рассказывает о видах механических движений. Движение суппорта токарного станка и резца — пример поступательного движения. Сверло сверлильного станка совершает вращательное и поступательное движение, конвейер (транспортерная лента) — прямолинейное движение. Далее можно указать на преимущества вращательного движения в машинах перед поступательным. Эти преимущества заключаются в создании возможности осуществлять непрерывный процесс обработки материалов (точение, фрезерование, резка проката и т. д.). Отсутствие толчков при изменении хода станка значительно повышает скорость обработки материалов. Большие возможности имеются для увязки процессов металлообработки с такими разделами физики, как сила трения, инерция, теплопроводность, прочность, деформация тел, пластичность, давление, работа и энергия, сложение сил и т. д. Для ознакомления уч-ся с устройством и обслуживанием электроустановок применяются знания свойств и законов электрического тока.
На уроках химии уч-ся объясняют химические свойства обрабатываемых материалов. Напр., для металлов важным свойством является окисляемость. Наиболее подвержены влиянию окисления (коррозии) углеродистая сталь и чугун. Мерилом коррозиоустойчивости служит потеря в весе г/м-час, либо скорость коррозии в мм/день или мм/год. При рассмотрении этих вопросов важно рассказать о способах защиты черных металлов от коррозии. Наиболее действенным способом является гальванопокрытие одного металла другим. Для изучения этого процесса уч-ся вместе с преподавателем могут посетить цех электролиза на одном из предприятий, где уч-ся познакомятся с ваннами, составами растворов, источниками тока для питания гальванических ванн и т. д.
Задача преподавателя черчения — рассмотреть с уч-ся чертежи изготовляемых ими деталей и узлов. Следует стремиться к тому, чтобы уч-ся производили токарные, сверлильные или фрезерные операции по чертежу, на котором указаны размеры, чистота обработки и др. показатели. Уч-ся, которые выполняют механосборочные работы, должны работать по чертежу собираемых узлов и общих видов изделий. Сборщикам электроизделий, кроме указанных чертежей, важно знать и различные электрические схемы.
Обрабатываемые детали имеют определенную форму (цилиндр, конус и др.), что позволяет связать черчение с геометрией. Кроме того, преподаватель математики должен помочь уч-ся овладеть способами расчета различных технологических процессов. Решение алгебраических и геометрических задач носит познавательный производственный характер. Так, например, в задачах, составленных для изучения режимов резания металлов на токарных станках можно определить скорость резания при известных величинах диаметра обрабатываемой заготовки и числе оборотов шпинделя. По геометрии важно ставить такие задачи, которые бы помогли уч-ся освоить конфигурацию режущего инструмента, размеры заготовок и готовых деталей, определить припуски на обработку. Этот высокий уровень взаимосвязи трудовой деятельности уч-ся с предметами политехнического цикла относится к спец. школам для детей с нормальным интеллектом. Политехническое обучение во вспомогательных школах имеет специфические особенности.
Низкий образовательный уровень, отставание в умственном развитии не позволяют уч-ся вспомогательных школ овладеть научными основами производства. Поэтому уч-ся гтих школ в основном лишь практически знакомятся с материалами, технологическими процессами, инструментами, приемами конкретной производительной работы, а также овладевают специальными навыками работы в сельском хозяйстве, что позволяет им включиться в производительный труд.
Большое значение для осуществления П. о. имеет повышение активности, самостоятельности уч-ся в процессе учебно-воспитательной работы. Это достигается с помощью следующих активных методов обучения: экскурсий, лабораторных и практических работ; занятий в учебных мастерских, на учебно-опытном участке, в саду, в уголке живой природы; технического моделирования; измерительных, графических работ, решения задач с производственным содержанием; опытничества; туристских походов и т. п. Активные методы обучения позволяют уч-ся практически знакомиться с научными принципами производства, помогают овладевать основами наук.
П. о. — часть коммунистического воспитания уч-ся и тесно связано с их трудовым, физическим, эстетическим и нравственным воспитанием.