Внешкольное образование в России.

Школа дает детям знания, заложенные лишь в базовую программу образования. Однако светлые пытливые умы находят эту программу недостаточной для полноценного развития. Утолить жажду знаний помогает внешкольное образование. Сегодня оно доступно каждому ребенку вне зависимости от его возраста и социального статуса родителей.
Внешкольное образование в России – как это начиналось.
О введении дополнительных занятий для школьников задумались еще в далеком 19 веке. В конце этого столетия начали появляться первые внешкольные учреждения, которые принимали детей под свое попечительство. Система внешкольного образования была достаточно скудной. Она была представлена в виде кружков, клубов, мастерских и летних лагерей.
Организацией подобных учреждений занимались прогрессивные и предприимчивые педагоги, которые понимали, насколько важно с пользой занять детей во внешкольное время. Преподаватели входили в состав культурно-образовательных обществ, под эгидой которых число кружков и клубов неустанно увеличивалось.
Культурно-просветительское общество «Сетлемент»
Название этой организации произошло от английского слова settlement, что в переводе означает «поселение» или «комплекс». Она образовалась в Москве в 1905 году. Ее основателем по праву считается С. Т. Шацкий, который позаимствовал идею создания подобного общества у западных педагогов.
На самом деле движение «Сетлемент» имеет поистине международные масштабы. Первый клуб появился в Америке в 1887 году. Он был основан доктором Стантом Койтом. У него была одна цель – отвлечь беспризорных детей от негативного влияния улицы. Всего через 2 года еще пара аналогичных клубов появились благодаря инициативе прогрессивных женщин, получивших университетское образование. Затем движение «Сетлемент» получило распространение не только в Европе, но и во всем мире.
Что же касается России, местоположение первого клуба пришлось на Сущевский район города Москвы. Он наиболее остро нуждался во внешкольном образовании, поскольку там проживало наибольшее количество рабочих (117 665 человек), чьи дети не получали от родителей должного внимания и ухода. Поэтому больше 50% детей школьного возраста не получали даже базового школьного образования.
Первый эксперимент по вовлечению детей во внешкольное образование заключался в переезде 12 трудных подростков на дачу к волонтерам. Там они, как и на больших столичных улицах, были предоставлены сами себе. Но на них возлагался ряд обязанностей: уход за огородом, стирка белья, уборка, приготовление пищи и прочее. Изначально дети начали проявлять свои самые скверные наклонности, но со временем произошли существенные изменения в их поведении. После того как педагоги отметили хороший результат, в 1907 году появилось первое специализированное учреждение внешкольного образования.
Законодательное регулирование.
После того как педагоги обратили внимание на трудности в воспитании и образовании «сложных» детей, из-за которых повышался уровень преступности среди подростков, дополнительным внешкольным образованием детей заинтересовались на законодательном уровне. Тогда же, в 1917 году, после длительного совещания был вынесен вердикт о необходимости содействия в развитии внешкольного образования. Поэтому появился новый отдел в Народном комиссариате просвещения.
Чуть позже появилось и первое государственное учреждение по внешкольной подготовке детей. К его созданию приложил руку большевик и председатель Сокольнического Совета рабочих депутатов столицы И. В. Русаков. Оно называлось «Станция юных любителей природы».
Изначально планировалось, что этот кружок будет возбуждать в детях интерес познания тайн природы. Однако уже в 1919 году на базе клуба открылась школа-колония, где проживали трудные подростки. Они занимались познанием окружающей среды, строго следуя разработанным правилам юного натуралиста.
В 30-е годы прошлого столетия термин «внешкольное образование» себя изжил и заменился на «внешкольное воспитание». Учреждений по внешкольному воспитанию со временем становилось все больше. Причем некоторые из них могли похвастаться своими прославившимися выпускниками, например, чемпионом мира по игре в шахматы Анатолием Карповым.
После распада СССР внешкольные занятия не потеряли свою актуальность, а наоборот, стали еще стремительнее развиваться. Так, в 1992 году был издан первый закон «Об образовании», в котором бывшие организации по внешкольному воспитанию превратились во внешкольные учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование в наши дни.
Исходя из существующей терминологии, дополнительное образование детей – это разновидность образовательной деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей в культурном, духовном, научном, физическом развитии. Оно дает возможности детям для самореализации, а также помогает сделать правильный выбор пути во взрослой жизни.
Внешкольное дополнительное образование регулируется на законодательном уровне. Ежегодно разрабатываются государственные программы для развития этой сферы деятельности во всех регионах России. Ответственным органом за реализацию подобных программ признаются Региональные Департаменты образования.
Преимущества перед школьной программой.
Безусловно, дополнительное образование не способно заменить базовую школьную программу. Но тем не менее оно обладает рядом преимуществ, которые делают его уникальным педагогическим явлением. К ним относятся:
творческий подход к реализации учебного процесса; гибкость по отношению к изменениям в современных тенденциях в социальных, культурных и научных сферах; индивидуальный подход к учащимся; возможность практического применения полученных знаний; углубленная профильная подготовка детей; возможность самостоятельного выбора ребенком желаемого направления дополнительного образования; возможность дистанционного обучения.
Принцип построения учебного процесса.
К внеклассным занятиям педагоги подходят с не меньшей ответственностью, чем к школьным. Преподаватели тщательно продумывают, чем дети будут заниматься, как их заинтересовать и как найти подход к каждому ребенку. В целом весь учебный процесс строится, исходя из нескольких принципов:
гуманизма; детоцентризма; демократизма; культуросообразности; творчества; индивидуализации; сотрудничества.
Особое внимание уделяется детоцентризму и демократизму. Детоцентризм – приоритет интересов подопечного. Интересы ребенка должны ставиться на первое место и делать его равноправным участником учебного процесса. Тогда ученики проявляют наиболее активное участие в занятиях, повышая количество усваиваемой информации.
Демократизм – право ребенка на выбор индивидуальной траектории развития. Каждый ребенок должен иметь право самостоятельно выбирать направления, в которых он желает развиваться. Давление со стороны родителей и преподавателей зачастую вызывает обратную реакцию, из-за которой время, потраченное на изучение нежелаемого предмета, можно считать потерянным.
Государственные структуры, общественные объединения, учреждения внешкольного образования разнообразных сфер для наиболее эффективной работы вынуждены тесно сотрудничать между собой. Это образует систему дополнительного образования, у которой есть ряд задач:
Развитие творческой, культурной, научной и физической внешкольной занятости детей с применением современных отечественных и зарубежных методик. Разработка и реализация программ, содействующих улучшению качества обучения. Повышение уровня подготовки преподавателей.
Государственные программы.
Федеральная программа разработана до 2020 года для улучшения качества дополнительных занятий для детей и подростков. Современный образ жизни постоянно меняется, раскрывая новые потребности и тенденции в данной сфере, которым дополнительное образование должно соответствовать.
Кроме того, программа внешкольного образования призвана обеспечить доступность занятий для инвалидов, детей с проблемами со здоровьем и мигрантов. Также она предусматривает оказание должной поддержки одаренным детям, для которых базовая школьная программа не в силах удовлетворить все потребности.
Ожидаемый результат.
Когда вопросы о развитии детей поднимаются на правительственном уровне, всех интересует, какой результат должны принести финансовые и трудовые вложения от реализации федеральной программы. Предполагается, что:
Повысится заинтересованность детей в получении внешкольного дополнительного образования и дальнейшего профильного обучения. Повысятся шансы на самореализацию у детей из неблагополучных семей. Сформируется интеллектуальная и культурная элита страны благодаря раннему выявлению одаренных детей и подростков. Обеспечится солидарность между старшим и младшим поколением граждан. Сократится уровень преступности среди детей и подростков. Снизится распространение вредных привычек (алкоголизма, курения, наркомании) среди несовершеннолетних.
Инфраструктура.
На сегодняшний день существует 12 000 внешкольных учреждений дополнительного образования. Они дают ценные навыки и знания 10 млн детей разных возрастных категорий (от 8 до 18 лет). Большая часть учреждений принадлежит к государственным структурам.
Это объясняет доступность внешкольного развития детей. Все программы, которые направлены на получение дополнительного образования, оплачиваются из федеральных и региональных бюджетов. Доля платных услуг для населения не превышает 10-25%. Хотя стоит отметить, что в некоторых сферах, например, информатики или художественной деятельности, этот порог немного выше. В то время как военно-патриотические кружки и клубы краеведов не требуют от родителей денежного обеспечения.
Формы собственности.
Заведения, в которых дети могут получить дополнительные навыки и знания, имеют разные формы собственности. К таковым относятся:
государственные; федеральные; муниципальные; негосударственные; частные.
Государственные центры внешкольного образования расположены во всех крупных городах России. Жители небольших городов могут воспользоваться услугами муниципальных учреждений, хотя выбор направления в них достаточно ограничен.
Актуальные проблемы.
С ростом инфраструктуры специализированных учреждений количество детей, заинтересованных в их посещении, зачастую остается неизменным. При развитии этой сферы образовательной деятельности, она сталкивается с рядом проблем, которые замедляют данный процесс. К основным проблемам современного дополнительного образования можно отнести:
Снижение конкурентоспособности с другими способами досуга. Снижение посещаемости, недобор детей для формирования полноценных групп. Рост количества конкурентов в числе негосударственных учреждений дополнительного образования. Ориентированность на детей из благополучных семей.
Каждая из этих проблем требует индивидуального подхода. Чтобы повысить конкурентоспособность бесплатных государственных занятий, следует пересмотреть существующие программы и направления, которые с течением времени себя изжили.
Что же касается ориентированности на детей из благополучных семей, ситуация складывается сложнее. Дело в том, что сегодня существует очень мало специализированных программ для трудных детей и подростков. Это приводит к тому, что творческие дети с хорошей успеваемостью посещают 4-5 кружков и дополнительных занятий, а трудные подростки — ни одного. Решением может стать разработка специальных программ по работе с детьми из неблагополучных семей, которые помогут научить преподавателей находить подход к такой социальной группе подростков.