Учебник для ВУЗа. Дидактические особенности для учебника ВУЗа.

1. Сущность, структура и дидактич.требования к учебнику.
2. Адекватность и удобство восприятия учебного материала.
1. Сущность, структура и дидактич.требования к учебнику.
Учебник – книга,излагающая основы науч.знаний по определенному предмету в соотв.с учебной программой и предназначенный для целей обучения.
Структура учебника вкл.:
2.основной текст(состоит из глав, параграфов)
5.приложения(справ.материал, глоссарий и др.)
1.генерализация учебного материала: компактное, макс.полное изложение материала.
2.повышенные требования к использованию понятийного аппарата: все определения должны быть четкими, ясными, краткими.
3.общепринятые утверждения должны быть без полемики.
4.должны быть соблюдены требования к классификации (во многих современ.уч. это требование не выполняется)
5.осторожное применение аналогий.
2. Адекватность и удобство восприятия учебного материала.
v Термины, символы, формулы и их значение должны быть понятны студенту.
v Для удобства восприятия учебник должен быть хорошо структурирован и продуман.
v Должны быть указатели(предмет.,алфавит.)
v Может быть иллюстрированное оформление материала(выделение цветом, схематич.рисунки, таблицы, графики) это тоже для лучшего восприятия материала.
v Самое главное. Учебник должен быть направлен в будущее.
7. РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА В СИСТЕМЕ МИРОВОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
1) Предпосылки реформирования российской образовательной системы.
2) Проблемы развития росс высшей школы в контексте Болонской Декларации.
Образованность общ-ва — фактор дальнейшего соц развития. Главный ориентир соц процесса.
Личное соц самочувст на 40% завис от экон усл и на 60% от духовных факторов.
А как дух фактор обеспечить и поддержать его на высоком уровне.
О новом качестве образования. Обстоятельства:
— беспокоит то, что на волне активных рыноч преобразований произошли опред изменения в обществе не только в положит, но и в отрицат сторону. В глазах населения упал престиж гос структур, призв обеспеч безопас и правово защищ общ, в компетентности работников, занятых в структурах власти.
Мирзоев. Правоохр деят государства и вопросы общественного контроля. 2007. С. 226: по данн соц опросов 52% россиян не счит честными ни один из инст гос власти. Честные наиб: ВС РФ (10%), Генпрок (6%), Правит (5%), ГД (2%).
Требуется наращивание усилий культурно-воспит и образоват порядка.
— процессы, сопров продвижение нашей страны к новым экон отнош в значит мере носили негативный характер: по утверждению экономистов пер ельц-гайдар реформ России причинен мат ущерб в 2,5 раза превышающий ущерб, нанес ВОВ. Кризисн изм затронули не только мат сф, но и здравоох, образ, наук.
Конфер 2005 на базе РГСУ и Нац инст экон: Высшее образование для 21 века. Данные: инвестиции в образование упали в 2 раза с 7 до 3,4% ВВП. Для того, чт наращивать стратегию высш образования, нужно увел реальное бюдж финансирование сферы в 8-10 раз. Обеспечить з/п препод 1,5-3 тыс долл.
Это были объектив предпос.
— господст т зр: надо ориент на Зап-европ сист образовния. Идеал: студент, кот вовремя сдает и получает соотв баллы. В соотв с баллами выпускается и считается специалистом. Осн ставка на специалиста оценивать по модульно-кредитному подх (прослуш зан по модулям и по кредитам — на кажд модуль выдел опред колич часов — т н зачетных единиц сейчас)
36 часов = 1 зачет ед. наприер как на Педагогике.
Достаточно ди часов, чтоб подготовить за 1-2 зач ед. — нет, проблематично.
Т о вестернизация образования ставится под сомнение.
Меры в старне по реформир образ:
Закон 1992 о росс образоват системе. Акцент на приоритет формирования духовн ценностей в подгот спец.
1996 Закон о высш и послевуз професс образовании. Воспитание является имманентной частью образоват процесса. Против т зр Л. Н. Толстого!!
Вследствии тенденции глобализациистала набир силу мысль об образовании без границ , стали осозн, что чувствительной является компонента духовной подгот специалистов. Внимание обр: учесть дух подгот специалистов не просто. Консервантами нац культур явл рел, мор, обычай, нравы.
Петр 1 создал петерб ак наук. Она реш одновр зад и образования и воспит. Но после него, уже в ССР после созд ак наук воспитат компоненту из деят ак наук убрали.
Возн вопрос восстановления воспитат функции.
Когда стали возн НОУ, встал вопро реализации воспит и образоват функц.
2006 опубл статья ректора Дальневост ун Курилова. В 1990 в России было 514 вузов, а сейч (2006) вместе с филиалами 3500. Колич вузов выросло в 6 раз, а кандидатов и докторов наук, кот созд качество образования стало всего на 40-50-% увел. Связь образ и науки носит ограниченный зарактер.
Теперь идет проц уменьш колич вузов. И идет вопрос о повыш качества и подгот кюн и дюн.
Госуд финансир образования недостаточно.
Проблема образ животрепещущая.
В соотв с доктриной нац образования приняты 3 ФГОС и определено 11 минстерств, кот явл осн исполнителями этой нац доктрины обр: Мин обр и науки, Мин по делам печати, Мин телерадиовещ, Мин средств массов коммуникаций, Мин культуры, Мин обороны, МВД и др.
Др Греки рассужд: на голову обучаемого можно см с позиц кувшина (кот надо напонить), либо факела (кот надо зажечь). Кувшин куда наклон, туда вода и по ечет. А факел будет освещать путь.
Притча о сыновьях и капусте. Корешками вверх: а что из этого вырастет? — Послушание.
Профф подгот кадры должны продавать организации 3 взаимосвяз продукта:
Знания, квалификацию, компетентность.
При эт надо учит динамику этих составляющих. Когда спец на нижних ступенях проф деят должен добросов вып, прояв настойч и волю, независимость и свободу суждений. Но с ростом специалиста надо учит, что треб иные: умение анализ сит, оценивать противоречив изменяющ обстановку, способность ориентироватся на перспективные цели, не увязать в решении краткосроч задач, умение создать сплоч коллектив и стимулир его работу. Руководитель должен наз на уровне тех вызово, кот предъявляет жизнь. Здесь прояв человеч потенциал, кот формируется в проц воспит и образования.
ПРОБЛЕМЫ РАЗЙвития росс высш шк в контексте Болонского проц.
Глобализация. Возн проблема унификации образоват системы. Шаги:
1. 1983-1992 — в старнах Европы активная работа по уточн целей, задач и про бем кооперации высш образования на образоват пространсте ЕС. Прорабат правовые аспекты, вопросы предост студентам из разн стран равных прав в принимающих их странах.
2. 1988. В Болонье собр ректоры Европ университетов отметить 900 лет старейшего унив Европы. Magna Charta Universitatum — возрастание роли универ в грядущем 1000 летии. Призыв университетам взаимный обмен информации и важнейш мера приращения знаний.
3. 1997. Лиссабонская конфер. Реш вопрос о признании квалификаций, относящ к высш образованию в европейском регионе. Реш вопрос: из многообразия систем образования (затруднение во взаимном обменене учеными, обучаемыми) — как оценивать ур образования разных стран с унифицированных позиций.
4. 1998. Париж. Тсп, Итал, Великобр подпис Сорбонская деклар. (Фр, Импан, Ит, Великобр) о сотруд. 19 июня 1999 в Болонье соместн деклар министров образования стран Европы. Цель: обесп обучение, трудоустр выпускников вузов любых стран европы. Диплома суплемент. — Единый диплом.
В 200-х годах ряд конфер и встреч министров в планах согласов некот вопросов европ образов.
2001 Испания (Соломандр)
2001 Чехия (Прага)
2005 Норв (Берген).
Бол проц объед бол 40 стран Европы (Велико, Гер, Ит, Фр, Автр, Бельг, Болгар, Венг, Грец, Дания, Ирл, Исл, Исп, Лат, Лит, Люксемб, Мальта, Нидер, Норв, Поль, Португ, Румын, Словак, Словен, Фин, Чех, Швейц, Швец, Эстон, Кипр, Лихтен, Турц, Хорват, Албан, Андорр, Бос и Герц, Ватик, Макед, Сербия, Черног. 2003 подсоед Россия.
— внедр общепонятн сравнимых квалификаций в области высш обр.
— перход на 2ступенч сист в/о (бак, маг).
— введ аспирантуры в общ систему подгот науч кадров в качестве 3 уровня.
— оценка трудоемкости курсов, программ, нагрузки, в терминах зач единиц (кредитов).
— образец диплома разраб ЮНЕСКО.
— повышение мобильности студ, препод и админ-управленч персонала: в идеале кажд студ должен провести неен 1 семестра в др вузе, желат зарубежом.
— развит сист доп образования (образования в теч всей жизни).
Вопросы: все ли нужно вопринять и пееносить в нашу жизнь. Филиппов подписал. Было все втихаря и в тайне. Филиппов не сказал, что у нас тоже хорошая система, кот не была учтена.
Х. Ортега-И-Гасет 1883-1955. Исп фил, публицист, общ деятель. Восстание масс: специалисты, кот готовятся на Западе, : бакалвр европейский соотв нашему образ техникума. Деморализация Европы.
Садовничий: введение ступени бакалавра есть фактически введение у нас звания лаборант в зап-евр лаборатории. Ликвидация ученой степени доктора наук по специальности или по кафедре станет для россии катастрофой.
Адвокат вести 2010 11-12 номер. Едиснтво и столкновение интересов. Мадина. Сарычев.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА И ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
1) Изменение возможностей профессиональной реализации выпускников вузов.
2) Профессиональная мобильность и особенности подготовки специалистов в рыночных условиях.
Значимые измеения соц усл существ затронули рынок труда.
Если в сов вр проф маршрут выпускника был предрешен, 3г. По специальности зафикс в дипл о в/о. Сегод облема посика раб ложится на самого выпускника. Возникли проблемы:
— снизился ур мотивации студентов ко владению будущей спец-ю, т к они не уверены, что им по этой спец они будут работать после оконч вуза.
— студ видит, что вуз диплом еще оч мало значит и не гарантирует приложение своих сил по профилю, выбранному еще 4-5 лет назад.
— рынок труда претерп постоян изменения и трудно предугадать, как будет воспринята избранная профессия.
— свое влиян оказ кризисные периоды в развитии экономики.
— существленно разл возм трудоустройства в центральной части федерации и в провинции (на переферии).
— в связи с грабительски проведенной приваьтзацией, в связи с соц расслоением общ по мат состоянию резкоограничились возможности попытать счастье в поступлении в приглянувш вуз в столице или др рег. Не по карману устр в вуз, снять кварт, в общежит, сносно существовать.
Чтобы иметь хоть какой-то шанс найти работу, выпускник поступает в ближ вуз заранее зная, что работать по спец не будет. А если и найдет, то потреб доп обуечние.
Как выходят из поблемы.
1. Расширение круга предоставляемых образоват услуг.
Это увеличение перечня специальностей, кот иногда вых за рамки реальных возможностей вуза. Они не всегда подкреплены квалифициров кадрами (педагогами), не всегда подкреп мат возм вуза, программно-методич обесп процесса.
Цель вуза: любой ценой привлечь абитур, не оч обращая вниман на кач образования. Сегодня только ленивый не гот юр и экон.
Вуз не им в достат колич квалиф кадров по заявл сециальн, то приглаш практич раб из ПО, и т д, но они не им опыта пед деят.
2. Создание сильными ведущими вузами, нах в столице и круп гор, сети филиалов, работающих на самых различ условиях.
Иногда фил осущ подгот студ в теч первых 2 лет, а затем предпол обуч в основном базовом вузе. Иногда фил берет на себя подгот по полному циклу обуч.
В этих фил обуч не всегда на высоком ур, Рособрнадз держит под особым контролем, в 2013 лишили лиц 69 фил.
А подгот по полному циклу филиалом.
Положит стороны: обесп возможности абитур из провинц гор плч высш обр по м/жит не тратясь на переезд. Работа в фил связ с использ труда педагогов (доп заработок преподам).
Участие профф-препод состава базового вуза в раб филиалов позв филиалу держать марку.
Работа филиалов не всегда кач обесп образоват процесс. Исходя из мест условий.
Создаются лицеи внутри вузов. В 2013 г школьники 10-11 классов могут учиться в том лицее того вуза, куда собир поступать. Решение Депобр правит Москвы.
3. Ряд вузов предлаг доп специальности. (Ин яз, переводчик технич литературы).
Разрешается пегогич работа в кач преподавания сестринских дисц в мед колледжах и училищах. Пед специальность как вариант для реализации возможностей в проф-тех учил.
В МГУ сущ факультет пед образования на правах доп специальности. Это доп основание реализации.
ПРОФЕСС МОБИФЛЬНОСТЬ И ОФСОБЕННОСТИ ПОДГОТ СПЕЦ В РЫНОЧ УСЛОВИЯХЙ.
20% занятого насел работает по специ.
42% меняют спец в первые 2 года.
Вып вуза д б морально и психол готов к смене профессии и смене проф деят.
Проф мобильность — спос оперативно менять профиль своей деят и род занят.
В шир см — это средства личного самосовершенствования с целью овладения возможно более широким спектром видов проф деятельности с целью познан окр жизни в многообразии ее проявлений.
Проблема проф моб приобрела особое знач в последние 2 десятилетия.
Жизнь потребовала переменить парадигму мышления советск времен, а она была такой: если ты меняешь после оконч вуза свою пофессию, знач ты обманул гос и оно зря потратило деньги на твое обучение.
Пардигма — образец, модель.
Исчезло гарантиров гос распределеие на работу после окон сред или высш уч завед.
Изм условия оплаты труда и сооотв условия жизни некот проф. Наступил экон спад, что привело к серьез изм на рынке труда.
Решение проб проф моб:
1. Мировая практика свид, что сегод и в перспективе ведущими тенд явл преимущественное развитие сферы малого биз, малых предпри и сред биз и сред предпр. Происх все больш отток раб силы из промыш и с/х в сф обсуж, соц сферу.
Отток раб силы из помыш и с/х смещается актцент в обл проф подгот специалистов. Готовят преимущ в: торговлю, банк и страх дело, аудит, надогов инспектура, разраб програм обесп сми, рест и гостин бизнес, выставочное дело, туризм, организация досуга, лизинг, реклама, право, строительство и т д.
2. Проф подгот в рын усл им принцип зарактер. Зачастую спец должен владеть неск професс. Владелец малого предпр д б бух, управл, экспедитором, водить автом и т д, в т ч рабочими спец.
В сов вр гот 1500 пту и 600 специальностей готовили вузы. Дробились сильно.
На смену уз-проф специ — подгот спецов шир профиля, готовых адаптир к новым усл. — в рын усл.
А. А. Зиновьев: уже цитир. «Качетсво интелигента» в сборнике «»высш обр для 21 века». Сов обр считалось смым непрактич, а нем самым практич. Но сов обр полн опрадавло себя для любой проф деят в . и воен время. А зап-есроп не оправд.
Сегод в труд деят все более востреб такие образоват компоненты: базисные квалификации (не отн ни к общ, ни к спец обр ) — владение скозными умениями. Это влад комп, польз базами данн.0, финансов знания, знан и пониман экологии, экон, бизнеса. Это навыки маркетинга, навыки рекламы. Знание права, патентн-лиц сферы. Это умение защиты интелл собственности. Это знания нормативн условий функциониров предприятия, различ ф собтв. Знание языков.
(По амер экономисту Элвин Тоффлер «Проф мобильность спеца с дипломом 1999.)
И. Г. Фихте. Нем классик философии. 18-19 в: кажд общ делится на соц слои (производителей, купцов, гос служащие). Идеального баланса соц слоев в обществе не сущ. Эти слои надо приводить в соотв с возникающим дисбалансом путем перетекания людей из одного соц слоя в другой. Это тож про соц мобильность.
Фихте: Много рассуждают по темам демокр и свободы. Прежде чем гов о свободе, надо подумать, как жить. Свободу на хлеб не намажешь.
Проф мобильность. Выдел типы:
1) Выпускник вуза. Который остается в рамках первонач служеб статуса и для него не происх проф роста.
Он меняет сф деят в рамках одной широкой специальности. Например, инженер первонач, переключается на различ обл инж деят: проект, исслед, управленч, контрольн, .
2) Вып вуза, кот продвигается по служ лестнице. Он назн на более выс должн, он повыш свой соц стат, характер работы (он существ изменяется): деят насыщ новыми компонентами, возраст интенс, наряж, степень ответ и как след — нервн перегрузки. Ему надо перекл на разн объекты, перекл оперативно, предупр возн конфликтов, держать в гол разные факты.
Врач не всегда может эфф работать в кач глав врача. Инж — в кач нач участка и т д.
Что сделать: стажировка, курсы повыш квал, доп образование.
3) Работник мен одну проф на другую, родств, сход с первонач. Врач-клиницист стан провизором, поступает в фирму по прод лекарств. Преп вуза перех в НИИ. Демобил офиц поступ на сл в охр банка и т д.
4) Кардинальная смена рода деятельности. Необх начинать жизнь с чистого листа, с азов. Осваив нов професси, постеп набираться опыта и знаний.
Необх созд соотв условий для реш этих проблем и формулировки принц, к чему готовить специалистов.
Принц равных возможностей (д б своб доступ к измен професс любому челу).
Принц открытости. (Предост студ права и возм перейти в любе уч завед, уч в неск уч завед, посещ занятия в разн уч завед).
Организационная психология и педагогика. (Формир качества проф мобильности, готовность к смене проф, переквал, переподгот, преодол психол стресса из-за увольн и т д). Воостановление ремесел.
Интервью с Власовым (проректор РААН) 2(3) 2013.
87.228.78.93 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock! и обновите страницу (F5) очень нужно.