Структура составления дополнительной образовательной программы.

к составлению программ дополнительного образования детей.
на основании письма Минобрнауки РФ от 11-12-2016 06-1844.
О примерных требованиях к программам.
дополнительного образования детей.
(Актуально в 2017 году)
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными ( Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2 ).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.
1 . На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2 . В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы.
(научно- техническая, спортивно-техническая, художественно — эстетическая,
физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-
патриотическая, социально-педагогическая, культурологическая, социально-
— вид программы ( авторская, экспериментальная, модифицированная (рабочая), примерная );
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность ( используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»). Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время. К числу наиболее актуальных проблем относится. Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач. При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется. Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
— цель и задачи дополнительной образовательной программы ;
( цель должна быть четкая, краткая и одна. Цель – это основной заранее предполагаемый проектированный результат учебного процесса. Целью может быть :обучение какому –либо виду деятельности (бисероплетению, вышивке, танцам, различным видам спорта и т.д.), развитие личностных качеств через обучение ( творческих способностей, фантазии, самостоятельности через обучение…), общепедагогические цели. Обязательно соответствие цели и конечного результата.
Задача — конкретизация цели, пути её достижения, т.е. что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Задачи — научить, привить и т.д., но конкретные и относящиеся к предмету изучения. Задачи могут быть: образовательные или обучающие (что узнает воспитанник, освоив программу), развивающие, связанные с развитием творчества ребенка (чему научится ребенок); воспитательные.
-Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.
-Обучать навыкам танцевального мастерства.
-Формировать музыкально-ритмичные навыки.
-Обучать правильному дыханию.
-Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
-Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии. Развивающие задачи.
-Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
-Развитие артистических способностей.
-Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
-Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.
Желательно при написании программы особое внимание уделить воспитательным задачам. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко прописано, что “модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Воспитание , как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития”. И далее указывается, что в решении задач воспитания “важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи”
Примеры формулировок некоторых воспитательных задач:
— Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
-Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
-Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
-Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
-Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах. Поэтому в программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Отдельно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка, указать методы отслеживания (диагностика) успешности овладения учащихся содержанием программы.
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена. Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники. Программа ориентирована на применение широкого комплекса. В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. »). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию. »). Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания). Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы). Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора. Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы. При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: На занятиях дети знакомятся с. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка). Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», . придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе. Для того, чтобы подвести детей . лет, к освоению . предлагается метод. (Далее кратко описываются особенности применения этого метода). Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит. Например, . Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
Дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы. Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
— сроки реализации дополнительной образовательной программы ( продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий ( формы — игра, групповые или индивидуальные, экскурсии и др.; методы: словесный, наглядный, практический; режим работы- сколько часов и сколько раз в неделю, продолжительность каждого занятия);
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации. Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
 по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
 по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает . часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Режим занятий: Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности ;
Воспитанник будет знать:
Воспитанник будет уметь:
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы ( выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Например: Подведение итогов по результатам освоения материала даннной программы может быть в форме . во время проведения. когда работы детей по конкретной теме. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных. В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют.
— средства, необходимые для реализации программы ( учебно – методическое, кадровое, материально- техническое обеспечение и др.)
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на групповые (теоретические и практические виды занятий), индивидуальные (теоретические и практические виды занятий), выездные занятия, экскурсии и репетиционные, количество часов сводных за год.
-оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:
Учебно – тематический план должен отражать особенности каждого года обучения, каждой конкретной группы. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах: «Итого», «Теоретических занятий», «Практических занятий». Итоговое количество в год зависит от количества часов в неделю занятий в неделю.
4. Содержание программы (изучаемого курса) дополнительного образования детей возможно отразить через.
-название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с.
-указываются основные теоретические занятия (без описания) и практическая.
деятельность обучающихся на занятии.
1 . Вводное занятие (2ч.)
Теория: Искусство оригами. История возникновения.
Практика : Простейшая модель.
2. Изготовление японского журавлика (4ч.)
Теория : История возникновения традиции.
Практика : Изготовление модели журавлика.
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке.
экспериментов или опытов и т.д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы, оборудование и приборы и т.д.
6. Список использованной литературы:
-список рекомендуемой литературы для детей и родителей;
-список литературы, используемой педагогом.
Список литературы — методический материал, должен включать документы, всесторонне раскрывающие содержание программы, обеспечивать рациональною организацию самостоятельной работы детей на основе систематизированной информации по темам программы. Список литературы может содержать подразделы: основная литература, дополнительная литература, список нормативных документов, государственных стандартов и т.п.
Оформление рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12 — 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см; поля: верхнее, нижнее — 2 см, правое — 1,5см, левое —3см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения .
педагог – организатор Стегурёва М.С.