Стандарты высшего образования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
от 13 июля 2017 года N 653.
О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4377; 2014, N 38, ст.5069; 2016, N 16, ст.2230; 2017, N 2, ст.368), и на основании протокола заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 24 мая 2017 г. N 39.
изменения, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки (уровень бакалавриата) (приложение N 1);
изменения, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям (уровень специалитета) (приложение N 2);
изменения, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки (уровень магистратуры) (приложение N 3);
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 августа 2017 года, регистрационный N 47703.
Приложение N 1. Изменения, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки (уровень бакалавриата)
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017 года N 653.
1. Абзац второй пункта 5.2 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 939 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный N 33804), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 октября 2015 г., регистрационный N 39274), изложить в следующей редакции:
«способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);».
«6.7. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Способы проведения учебной практики:
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
Способы проведения производственной практики:
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.».
а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
б) абзацы пятый-четырнадцатый считать шестым-пятнадцатым соответственно;
в) дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:
г) абзацы одиннадцатый-пятнадцатый считать двенадцатым-шестнадцатым соответственно.
а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
б) абзацы пятый-четырнадцатый считать шестым-пятнадцатым соответственно.
а) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
б) абзацы пятый-четырнадцатый считать шестым-пятнадцатым соответственно;
в) дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:
г) абзацы одиннадцатый-пятнадцатый считать двенадцатым-шестнадцатым соответственно.
в абзаце третьем слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной и заочной формах»;
в абзаце пятом слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной и заочной формах»;
б) пункт 7.2.3 дополнить абзацем следующего содержания:
«К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены Союза художников России, Союза дизайнеров Российской Федерации, Союза архитекторов.».
а) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
«способностью руководить малым коллективом (ПК-24).»;
б) абзац тридцатый признать утратившим силу.
9. Пункт 7.2.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.04 Градостроительство (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 94 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2016 г., регистрационный N 41306), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 444 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2016 г., регистрационный N 42205), дополнить абзацем следующего содержания:
«К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, академики, члены-корреспонденты, почетные члены и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, члены Союза архитекторов, члены Союза художников, члены Союза дизайнеров, авторы научных монографий и крупных реализованных архитектурных и градостроительных проектов.».
в абзаце третьем слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной и заочной формах»;
в абзаце пятом слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной и заочной формах»;
б) абзац девятнадцатый пункта 4.4 признать утратившим силу.
а) в абзаце третьем пункта 3.3 слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной и заочной формах»;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
абзацы второй-тридцать шестой считать абзацами третьим-тридцать седьмым соответственно;
дополнить новым абзацем двадцатым следующего содержания:
абзацы двадцатый-тридцать седьмой считать абзацами двадцать первым-тридцать восьмым.
а) абзац второй пункта 5.4 изложить в следующей редакции:
«культурно-просветительская, рекламная, музыкально-журналистская и редакторская деятельность в СМИ:»;
б) дополнить пунктами 7.1.3 — 7.4.1 следующего содержания:
«7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 65 процентов.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности, лица, имеющие диплом лауреата международного или всероссийского конкурса в соответствии с профилем профессиональной деятельности.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Минимально необходимый для реализации программы бакалавриата перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
концертный зал (от 300 посадочных мест, достаточный для выступления вокального и инструментального ансамблей, симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов), с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
малый концертный зал (от 50 посадочных мест), с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека);
учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, соответствующие направленности (профилю) программы бакалавриата;
аудитории, оборудованные персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В организации должны быть обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе для ремонта музыкальных инструментов.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 25 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 10 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).».
а) в абзаце третьем пункта 3.3 слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной и заочной формах»;
абзац двадцать пятый после слов «окружающей среды» дополнить словами «(ПК-19);»;
в абзацах двадцать шестом, двадцать седьмом и двадцать девятом слова «ПК-19», «ПК-20», «ПК-21» заменить словами «ПК-20», «ПК-21», «ПК-22» соответственно.
а) в абзаце первом пункта 3.2 слова «в очной и очно-заочной» заменить словами «в очной, очно-заочной и заочной»;
б) в пункте 3.3 слова:
в абзаце третьем слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной или заочной формах»;
в абзаце пятом слова «в очно-заочной форме» заменить словами «в очно-заочной или заочной формах».
в абзаце третьем слова «программы специалитета» заменить словами «программы бакалавриата»;
в абзаце пятом слова «программы специалитета» заменить словами «программы бакалавриата»;
б) пункт 6.3 изложить в следующей редакции:
«6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в части, не урегулированной пунктами 6.4 и 6.5 настоящего ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).».
Приложение N 2. Изменения, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям (уровень специалитета)
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017 года N 653.
«6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты (если организация включила защиту выпускной квалификационной работы в состав государственной итоговой аттестации).».
2.1. В наименовании и пункте 1 слова «по направлению подготовки» заменить словами «по специальности».
«4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, готов решать следующие задачи:
предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий;
участие в проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях стоматологической заболеваемости различных возрастно-половых групп населения и ее влияние на состояние их здоровья;
диагностика стоматологических заболеваний и патологических состояний пациентов;
диагностика неотложных состояний;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности и участие в иных видах медицинской экспертизы;
оказание стоматологической помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
участие в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе в медицинской эвакуации;
участие в проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями;
формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения стоматологических заболеваний и укреплению здоровья;
применение основных принципов организации оказания стоматологической помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности работников;
ведение документации в сфере своей профессиональной деятельности;
организация проведения медицинской экспертизы;
участие в организации оценки качества оказания стоматологической помощи пациентам;
соблюдение основных требований информационной безопасности;
анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в проведении статистического анализа и публичное представление полученных результатов;
участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения и медицинских наук по диагностике, лечению, медицинской реабилитации и профилактике.».
а) пункт 7.2.3 дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«60 процентов для программы специалитета, ориентированной на художественно-творческий вид профессиональной деятельности;
45 процентов для программы специалитета, ориентированной на педагогический вид профессиональной деятельности.»;
б) абзац второй считать абзацем четвертым соответственно;
в) пункт 7.2.4 дополнить абзацами следующего содержания:
«5 процентов для программы специалитета, ориентированной на художественно-творческий вид профессиональной деятельности;
10 процентов для программы специалитета, ориентированной на педагогический вид профессиональной деятельности.».