Создание модели дополнительного образования.

Напоминаю основные правила работы:
размещаем материалы и работаем на странице мастер-класса только 29 апреля 2013 года; помните о конфликте редактирования (во избежание потери текста сначала работайте в программе Word, а затем копируйте и размещайте на странице); если Ваши материалы слишком объемны, размещайте их в виде загруженного файла, не перегружайте страницу; разделяйте свои материалы от иных горизонтальной линией (последнее окошко на панели инструментов); оставляйте подпись и момент времени (предпоследнее окошко на панели инструментов).
Желаю всем удачи и плодотворной работы! —Н.Г. Каргина (обсуждение) 08:24, 25 апреля 2013 (MSK)
Модели дополнительного образования. Евдокимова Л.В.
Модели организации дополнительного образования детей. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей. Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. По моим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. Четвертая модель существует в учебно- воспитательных комплексах (далее – УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования – художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий в себя целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа «школа – учреждение дополнительного образования – вуз». Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они играют роль культурных центров для значительной части населения. В МОУ «Гимназия г. Вольска» в рамках реализации программы развития на 2013-2016 г.г. запланировано разработать модель УВК. Материально-техническое обеспечение гимназии позволяет организовать данную модель, кроме того социальный заказ родителей также способствует продвижению этой идеи. В гимназии реализуются в настоящий момент такие направления ДО, как: художественно-эстетическое(хор, вокальные ансамбли, танцевальная студия немецкого танца «Подснежник», прикладное творчество), физкультурно-спортивное ( различные секции), культурологическое(на базе гимназии функционирует лингвистическая лаборатория английского языка), патриотическое(работает школьный историко-краеведческий музей) и т.д. Возникла насущная необходимость организации данных направлений в стройную систему, каковой и является УВК. —Участник:Евдокимова Л.В.15:09 29 апреля 2013 (MSK)
С 2009 – 2010 учебного года на базе МБОУДОД — РДДиЮ работает студия декоративно-прикладного творчества «Лукоморье» для учащихся 1 – 4 классов МБОУ – СОШ №1, МБОУ – СОШ №2 р.п.Степное (группы продленного дня).
Цель создания: повышение качества образовательного процесса, вовлечение большего количества школьников в кружковую деятельность, развитие творческих способностей детей и подростков, поддержка одаренных детей.
На наш взгляд – это одна из наиболее перспективных и педагогически продуктивных форм интеграционных процессов. Особое внимание здесь хотелось бы обратить на предоставление ребенку возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения своего коммуникативно-образовательного пространства. Возможность организации внеурочной деятельности за пределами общеобразовательного учреждения, во-первых, снимает психологическую напряженность, дает возможность ребенку обновить среду своего общения, во-вторых, предполагает в целом ряде случаев более высокий уровень организации познавательно-творческой деятельности за счет более совершенной материально-технической базы и возможности включиться в различные формы организации целостного учебно-воспитательного процесса. В студии двухступенчатое обучение: 1 ступень (раннее развивающее обучение) – «Ищу себя», 2 ступень (дифференцированное обучение по предмету) – «Совершенствую себя». Основная задача 1 ступени: расширить представление детей о возможностях предлагаемых техник, развить навыки владения инструментами и материалами, освоить простые технические приемы, сформировать устойчивый интерес к определенным видам рукоделия, помочь ребенку в выборе специализации. Обучение осуществляют 6 опытных педагогов, каждая группа занимается в течение 1,5 месяцев одним видом рукоделия, затем у групп происходит смена дисциплин. Пребывание в комплексных группах рассчитано на 1 год. Таким образом, дети выбирают для себя не только вид декоративно-прикладного творчества, в котором хотели бы специализироваться, но и наставника, под руководством которого хотели бы заниматься в дальнейшем.
Белова Марина Александровна.
Модель внеурочной деятельности.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики — стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; • улучшить условия для развития ребенка; • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
В школе намечены следующие мероприятия для создания системы внеурочной деятельности: • разработка Положения о внеурочной деятельности; • разработка программ внеурочной деятельности; • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности; • информирование родителей о системе внеурочной деятельности; • составление расписания внеучебной деятельности для учащихся.
Основная идея модели: создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности школьников.
Основные задачи: • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширение рамок общения в социуме.
Также будут решаться следующие проблемы: — обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе; — снижение учебной нагрузки обучающихся; — улучшение условий для развития ребенка; — учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры). Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.