Современные подходы к определению качества социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования.

В современном дополнительном образовании сегодня недостаточно разработаны показатели и критерии эффективности социально-педагогической деятельности учреждений.
Это связано, в первую очередь, с изменением их статуса и содержания деятельности. Современная ситуация требует разработки и использования новых критериев оценки, позволяющих определить степень самореализации личности, ее социальную устойчивость, выраженность индивидуальности и др. К тому же «динамичность социально-педагогической деятельности, многообразие ситуаций исключает шаблон, требует гибкости критериальной системы, особенно методики ее использования, и обязательного отслеживания всех показателей в динамике для выявления тенденций развития. Возникает необходимость в критериях, отражающих процесс, и в критериях, отражающих результат.» (104,с.28). Оценка эффективности проводится по специальным критериям, учитывающим цель, задачи и сущность каждого функционального направления.
Критерием считается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Неправильно выбранные критерии приводят к формальной оценке конечных результатов.
Отсутствие системы конкретных качественных показателей, характеризующих социально-педагогическую деятельность, их нечеткость и расплывчатость не позволяют систематизировать и обобщать опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей. Выработка научно обоснованных показателей эффективности и качества позволит неформально проводить аттестацию и аккредитацию этих учреждений, а также качественно проводить контроль и оценку реализации социально-педагогических функций. Поэтому первостепенной задачей при определении качества реализации социально-педагогических функций является разработка системы ее показателей и оценок.
Понятие «эффективность» отражает комплексную характеристику работы учреждения и определяется как «степень соизмерения результатов с затратами. Применительно к сфере образования различают социальную и экономическую эффективность. Социальная эффективность проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества, формировании полезных навыков и привычек. Экономическая эффективность может быть получена за счет сокращения сроков обучения, повышения его качества, рационального размещения сети школ, снижения числа неуспевающих и т.д. в результате внедрения в практику новых методов обучения, передового педагогического опыта. Подсчет экономической эффективности должен быть связан с качественным анализом, без которого легко прийти к абсурдным утверждениям относительно эффективности учебно-воспитательного процесса». (117,с.192).
Таким образом, эффективность работы учреждения дополнительного образования — степень соизмерения реальных результатов его деятельности, соответствующих целям и задачам учреждения с учетом времени их достижения и имеющихся ресурсов.
Оценить эффективность развития социально-педагогических функций учреждения — значит сделать вывод о том, в какой мере используются объективно существующие возможности для повышения качества их реализации. Дать количественную оценку, в данном случае не представляется возможным, поскольку нет пока измеримых показателей качества дополнительного образования и возможностей его развития. Поэтому в настоящее время возможна лишь качественная экспертная оценка.
В научно-методической литературе имеется много вариантов выделения показателей эффективности образовательных учреждений.
Можно оценивать эффективность социально-педагогической деятельности, понимая под этим анализ первоначального состояния уровня развития личности и влияния на ее благоприятное изменение учебно-воспитательного процесса. Но работа с человеком, требующая учета его индивидуальности делает такую оценку весьма условной. Можно утверждать, что педагогическая система только тогда станет эффективной, когда она будет способна оперативно реагировать на преграды, мешающие реальному процессу развития ребенка: прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение в решении возникающих в связи с этим вопросов.
Для того, чтобы оценить эффективность деятельности учреждения, необходима разработка специальных критериев — конкретных качественных показателей, с помощью которых будут произведены замеры, отслежены результаты деятельности, сделаны выводы о достигнутых успехах, выявлены ошибки. Все критерии используются на основе выявления динамики показателей путем проведения обследований, наблюдений, срезов, опросов и т.п.
Анализ работ, посвященных деятельности общеобразовательной школы (89,109,172,154,115) показывает: эффективность может быть представлена в виде взаимосвязанных компонентов.
Г.М. Тюлю, Э.В. Литвиненко (115,с.265-276) выделяют следующие виды эффективности:
целевая: характеристика потенциальных возможностей школы и соответствие этим возможностям поставленных целей, степень их достижения;
ресурсная: сравнительная характеристика оценки используемых школой ресурсов -материальных, кадровых, информационных и др. — и получаемого результата, отнесенных к тем или иным временным интервалам;
социально-психологическая: характеристика уровня развития нравственных качеств учеников, морально-психологического климата в школе: сработанность и сплоченность коллектива, удовлетворенность трудом, степень мотивированности, уровень воспитанности учеников и др.;
инновационная: характеристика прогрессивности функционирования школы, ее восприимчивости к новшествам, стимулирующим учебный процесс;
управленческая: выбор и оценка качества управления.
В.С. Лазарев (153,с.183-187) делает акцент на следующих позициях при определении эффективности:
уровень информированности о новшествах;
полнота выделяемых проблем;
рациональность выбора общей и частной целей;
реалистичность планов достижения целей развития;
заинтересованность педагогического коллектива;
контролируемость инновационных процессов.
По предложению Т.И. Шамовой, ведущим критерием для оценки показателей эффективности является, создание условий для достижения каждым учеником права на получение образования в соответствии с его возможностями, интересами и склонностями (152, с.61).
Авторы методического пособия «Общие основы методики социальной работы» (104) относительно социально-педагогических систем выделяют критерии функционирования и критерии развития и определяют «особенности критериев эффективности социальной работы:
нацеленность на выявление уровня развития личности, ее социальных связей, социального и психологического комфорта, благополучия, «встроенности » в систему социальных связей и контактов;
комплексный и междисциплинарный характер критериев;
единство процессуальных и результативных подходов;
гибкость и дифференцированность критериев в зависимости от характера и направленности работы.» (104, с. 29)
При этом следует учитывать и общие требования к критериям социально-педагогических процессов:
основательность: отражение сущности, важнейших сторон исследуемых процессов;
определенность: возможность их выражения в конкретных показателях;
стабильность: предполагаемая сопоставимость срезов на основе используемых критериев;
относительность: поскольку точных способов измерения социально-педагогических явлений пока еще не имеется, каждый способ дает результаты, нуждающиеся в перепроверке.
Оценка функционирования учреждения дополнительного образования дается по реальным результатам, с учетом имеющихся достижений и накопленного опыта, на основе глубокого анализа деятельности по основным направлениям, мнений учащихся, родителей, педагогов и других лиц, причастных к социально-педагогической деятельности. В ходе анализа полученных результатов учитывается начальный уровень состояния системы, ранее достигнутые результаты, особенности организации социальной работы, ее новизна, специфика объектов деятельности.
В педагогической литературе имеются попытки выделить показатели эффективности деятельности образовательного учреждения, которые имеют значение для личности и общества. В.Д. Семеновым (104,с.32-33) выделены следующие параметры комплексного критерия оценки социально-педагогического процесса:
социологический: характер социальных контактов, ценностные ориентации, степень адаптированности в среде, социальные конфликты, престиж учреждения, удовлетворенность жизненным статусом и материальным положением;
психологический: психологический климат в коллективе, степень защищенности, отношение к окружающим;
валеологический: уровень здоровья, наличие патологий, культура здоровья, здоровый образ жизни;
культурно-образовательный: общекультурный кругозор, стремление к знаниям, умение применять знания на практике;
нравственно-развивающий: наличие жизненной перспективы, устойчивость интересов, развитие мышления, степень коммуникативности, нравственная устойчивость, степень самореализации, выраженность индивидуальности, креативность, прогнозирование будущего.
Несомненно, что все компоненты теснейшим образом между собой связаны. По всем компонентам комплексного критерия необходимо определить конкретные показатели наличия или отсутствия определенного качества.
М.И. Рожков (140) выделяет самые общие критерии эффективности:
качественный рост воспитанности личности: развитие всех сущностных сфер человека;
взаимодействие различных социальных институтов- участников воспитательной работы: школа, семья, различные образовательно-воспитательные учреждения, средства массовой информации и др.;
создание воспитательных систем в каждом образовательном учреждении;
педагогизация социального окружения ребенка.
В.И. Загвязинский (54,с.85) отмечает, что в состав комплексного критерия хода экспериментальной работы образовательного учреждения должны входить:
образовательный критерий: качество подготовки по предметам, количество учащихся, глубина знаний)
критерий индивидуально-личностного развития: широта интересов, самооценка, самореализация, фантазия, креативность, уровень мышления, контактность ;
социологический критерий: социальная адаптация обучающихся, престиж учреждения, реальные возможности выбора;
валеологический критерий: психическое и физическое здоровье, заболеваемость;
критерий психологического комфорта в группе и коллективе: оптимизм, защищенность, тревожность.
И.Н. Закатова (55) выделяет пять групп показателей для оценки эффективности жизнедеятельности школьного коллектива:
критерий факта : оценка итогов работы по успеваемости, интересу детей к обучению, показатели достижений, уровень воспитанности, др.;
критерий отношений: отношение к школе, друг к другу;
критерий содержания: полнота охвата всех сфер процесса социализации, полнота реализации социально-педагогических функций, уровень развития связей с социумом;
критерий системы: единство и целенаправленность в работе всех служб, взаимосвязь учебной, воспитательной и внешкольной деятельности;
критерий реальности: соответствие результатов требованиям сегодняшней ситуации места и времени.
В комплексный критерий деятельности учреждений дополнительного образования детей входят адаптированные В. Волковой критерии: здоровья, психологического комфорта, обучения, развития, воспитания, социальной устойчивости.
Министерством образования Российской Федерации подготовлены методические рекомендации для проведения аттестации учреждений дополнительного образования детей (90,с.5-17), в которых рекомендуется оценивать деятельность учреждения по следующим показателям:
статистические показатели: количество детей, характеристика контингента по разным признакам, результаты обучения, количество педагогов, повышение квалификации;
качество оформленных документов: Устав, программа развития, образовательная программа, учебный план и др.;
результаты по основным направлениям: психолого-педагогическая поддержка личности обучающегося; результативность образовательного процесса, дидактическое и методическое оснащение и др.
Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы и практической деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что подходы к оценке содержания и результатов социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей у руководителей органов управления образованием, ученых и специалистов-практиков, в основном, совпадают. Социально-педагогическая деятельность охватывает все аспекты работы (образовательно-воспитательный процесс, связь с родителями, массовые дела, социальную службу), сопровождает ребенка на всех возрастных этапах и во всех сферах его жизнедеятельности, а результаты этой деятельности в целом имеют значение для личности и общества, то есть являются социально-педагогическими.
Определение условий для повышения эффективности реализации социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей необходимо для самоанализа и самооценки его деятельности, для планирования работы на перспективу с учетом достижений и недостатков, для повышения педагогического мастерства сотрудников и т.п.
Опыт развития исследуемых нами учреждений дополнительного образования убедительно показывает, что результаты их работы в значительной степени зависят от профессионализма управленческого персонала, умелого использования им всего арсенала средств и ресурсов учреждения.
Основой модели социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей является единая целостная концепция, единый социально-педагогический подход к ребенку в различных областях и сферах его жизнедеятельности. Выполнение этого условия позволило связать теорию и практику социально-педагогической деятельности, педагогически обосновать целесообразность методов и форм работы, используемых в различных сферах социально-педагогического обеспечения жизнедеятельности ребенка и определить критерии эффективности. Для выявления условий повышения эффективности реализации социально-педагогических функций применялся метод проблемно-ориентированного анализа состояния результатов социально-педагогической деятельности в сочетании с применением специально разработанной критериальной базы количественных и качественных показателей, которые сгруппированы следующим образом:
Критерий содержания социально-педагогической функции, который зависит от содержания (программного обеспечения) конкретной социально-педагогической функции. Если это обучающая функция, то данный критерий выявляет спектр возможных учебных программ, их классификационные признаки, организационно-методическое обеспечение. Учитывается также количество учащихся, вовлеченных в деятельность. Если оценивается деятельность в социуме, то во внимание берется не только содержание, но и качественные и количественные показатели «добрых дел» и освоенных видов деятельности.
Критерий достижений (результатов) отражает изменения в развитии личности: воля, интеллект, самооценка, саморазвитие, самопознание, нравственные качества, отношение к действительности. При оценке этого показателя взяты за основу психологические характеристики уровня мотивации, воспитанности, обученности, развития, познавательного интереса, уровень здоровья; тестирование по показателям физического развития достижения по профилю обучения, выполнение норм, разрядов, количество победителей и награжденных; полнота и прочность усвоения программного материала; практическая ценность результатов обучения, а также качество подготовки обучающихся по определенной программе не столько на основе «знания-незнания» предмета, сколько на основе достижения детьми определенного уровня подготовки, их развития, глубины, систематичности и действенности знаний.
Критерий социальной устойчивости включает показатели социальной адаптации обучающихся к микросреде, умение строить отношения в коллективе, успешность дальнейшего обучения выпускников, их социальной активности; активность и подвижность детских коллективов; характеристика жизненных ценностей, трудолюбия, активности, доброжелательности, коммуникабельности; гражданские качества, уровень влияния педколлектива на взаимоотношения в социуме; наличие презентабельных результатов деятельности обучающихся (выставок, разработок); девиантное поведение обучающихся.
Критерий взаимоотношений — психологический комфорт в учреждении, его конкурентоспособность, престиж и авторитет среди детей и родителей; стабильность контингента, тяга учеников в коллектив, микроклимат, эмоциональная обстановка; чувство защищенности, уверенности, устойчивости, тревожности; положительное или отрицательное отношение к традициям в коллективе, к образованию; удовлетворенность всех участников результатами образования, открытость в социум.
Критерий системности позволяет оценить деятельность учреждения дополнительного образования детей с позиций теории управления и проанализировать единство в работе всех служб, комплексность и целостность всего социально-педагогического процесса, взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с социумом (планирование, организация, контроль, анализ), взаимосвязь программ деятельности всех служб в целом, методическое, финансовое, материальное и кадровое обеспечение.
Таким образом, большое количество показателей сведено к пяти основным группам критериев, по которым можно комплексно определить эффективность социально-педагогической деятельности учреждения.
Учитывая сложность и многогранность задач, стоящих перед учреждением дополнительного образования детей, критерии оценки эффективности социально-педагогической деятельности носят комплексный характер, позволяющий оценить оздоровительный, образовательный, воспитательный, развивающий эффект.
Динамика показателей, характеризующих названные параметры, свидетельствует об эффективности проводимой социально-педагогической деятельности.
Применение этих критериев осуществлялось по конкретным функциональным направлениям деятельности на основе специально разработанных методик исследования названных показателей (тестирования, беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, самооценка, медико-психологическое обследование и др.).
Таким образом, по всем функциям можно проанализировать показатели:
Количественные показатели, разработанные в учреждении по каждому функциональному направлению (количество детей, педагогов, программ, участников, победителей и т.п.).
Потребности, мнения, оценки, удовлетворенность всех участников образовательного процесса по конкретному направлению.
Психолого-педагогическая диагностика потенциала обучающихся по всем функциональным направлениям.
Качество учебно-методического и дидактического оснащения образовательного процесса.
Анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации каждой функции (отбор адекватных форм, методов, технологий).
Рассмотрим конкретные показатели, применение которых возможно для оценки специальных функций..
В образовательной функции выделены показатели:
количество образовательных программ в учреждении, их классификация, качественная характеристика, охват направлений деятельности и т. п.;
качество подготовки по предметам и направлениям, определяемое успешностью обучения: объем и прочность усвоения, глубина, действенность знаний; количество победителей, лауреатов, дипломантов;
устойчивость интересов, кругозор, развитие познавательной активности, уровень общей культуры;
характеристика умственного развития, мышления.
количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность, победители олимпиад, конкурсов, фестивалей;
мотивация учебной деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, сохранность контингента обучающихся;
анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации образовательной функции (отбор адекватных форм, методов, технологий).
В воспитательной функции (социального воспитания) выделены показатели:
стимулирование педагогами личностного совершенствования воспитанников, развитие самоорганизации и самодисциплины;
уровень эмоционально-волевого развития: степень самореализации, адекватность и действенность самооценки, развитие фантазии, эстетического и художественного вкуса, творческих способностей, креативность;
развитие нравственных качеств: устойчивость, контактность, отзывчивость, соучастие, терпимость, трудолюбие, открытость, доброжелательность;
уровень воспитанности обучающихся и сформированности ценностных ориентаций, гражданских качеств;
отношения между участниками педагогического процесса;
анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации воспитательной функции (отбор адекватных форм, методов, технологий).
В социокультурной функции выделялись параметры:
количество культурно-досуговых программ разного уровня реализации;
количество участников культурно-массовых программ и победителей творческих конкурсов;
анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации социокультурной функции (отбор адекватных форм, методов, технологий, разработка сценарного материала).
В функции социализации:
реальные возможности свободного выбора педагога, предмета, времени обучения и т.д.;
уровень социальной активности и устойчивости обучающихся, самооценка ими своего жизненного опыта;
престиж учреждения , положительное отношение к его традициям;
анализ ключевых дел в социуме и вовлечение различных групп населения в социально-значимые отношения;
изменение смысловых установок, отношения к общественным делам.
В функции социальной адаптации и защиты:
-адаптация обучающихся к микросреде, умение жить в коллективе; -обеспечение защиты социальных прав обучающихся;
подготовка к профессиональной деятельности, трудоустройство подростков;
уровень осознанного отношения к образованию, профессиональные планы;
адаптация выпускников: готовность к жизни в обществе, приспособление к условиям среды, овладение профессиональными навыками, получение начальной профессиональной подготовки, достаточной для поступления в вуз, получение сертификата об освоении профессии.
В рекреативно-оздоровительной функции:
количество занимающихся в группах и коллективах спортивного профиля;
количество детей, принявших участие в походах, экспедициях, профильных и оздоровительных лагерях; количество участников соревнований, учебно-тренировочных сборов, аттестаций на подтверждение спортивного разряда;
уровень психического и физического здоровья;
понимание «здорового образа жизни» и готовности к нему, овладение культурой здоровья.
В профориентационной функции:
количество образовательных программ, дающих профессиональные знания;
количество обучающихся, получающих знания по профессии или сертификат; количество обучающихся, продолживших обучение по освоенному профилю или поступивших на работу;
динамика становления профессиональной направленности.
По этим критериям производятся замеры, отслеживаются результаты реализации функций социально-педагогической деятельности, делаются выводы о достижениях, выявляются допущенные ошибки. Все критерии используются на основе выявления динамики путем проведения обследований и «срезов». Для этого применялись следующие методы осуществления оценки результатов можно назвать: наблюдения, анкеты, интервью, проверочные работы. С их помощью материал собирается и оценивается по определенным критериям. В силу сложности и многогранности социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей критерии оценки реализации выделенных функций носят комплексный характер, что позволяет максимально оценить достигнутый эффект.
Главное направление в решении проблемы эффективности социально-педагогической деятельности — введение социальных педагогов, обеспечивающих и регулирующих процесс интеграции целенаправленных влияний на ребенка и регулирующих взаимоотношения в системе «личность — семья — общество».
Многоплановость социально-педагогических задач, стоящих перед учреждением дополнительного образования предполагает специализацию социальных педагогов по определенным профилям деятельности: этнолог (традиции русского народа), эколог (экология и родиноведение), школьный социальный педагог, специалист по охране здоровья, организатор культурного досуга, семейный педагог, специалист по работе с подростками, организатор работы с детьми-инвалидами и др.
Руководит службой социальных педагогов заместитель директора по социальным вопросам.
1. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей потребовало уточнения критериев оценки эффективности социально-педагогической деятельности. Для выявления условий повышения эффективности реализации социально-педагогических функций применялся метод проблемно-ориентированного анализа состояния результатов социально-педагогической деятельности в сочетании с применением специально разработанной критериальной базой количественных и качественных показателей. 2. В характеристику социально-педагогических результатов работы учреждения дополнительного образования детей входит прежде всего его оценка с позиций: общей социальной значимости образовательной деятельности учреждения; конкретного результата (продукта) социально-педагогической деятельности. 3. Оценивать учреждения дополнительного образования детей необходимо по реальным результатам с учетом имеющихся достижений и накопленного опыта на основе анализа деятельности по всем направлениям, с учетом мнений обучающихся, родителей, педагогов, общественности на основе сравнения начального уровня состояния проблемы и конечных результатов. 4. Критериями оценки могут служить: критерий содержания социально-педагогической функции; критерий достижений; критерий социальной устойчивости; критерий взаимоотношений; критерий системности. Использование этих критериев оценки эффективности социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей в сочетании с комплексом методов опытно-экспериментальной работы позволяет обобщить и систематизировать деятельность учреждений подобного типа и качественно проводить контроль за реализацией социально-педагогических функций, — что в настоящее время особенно актуально, т.к. подходы к аттестации и аккредитации этих учреждений еще окончательно не разработаны. 5. Носители функций — субъекты, наделенные волевой сферой. Целью нашего исследования не является рассмотрение функциональных обязанностей социального педагога. Мы рассматриваем людей как единое целое и вычленяем те функции, которые присущи всем носителям, то есть в целом учреждение дополнительного образования детей как социальный организм. В практической деятельности мы видим, что отношение участников образовательного процесса к этим функциям различно: дети и родители — активные потребители, педагоги — организаторы, которые реализуют функции.