Система и уровни высшего образования;

Тема 1 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.
Поступив в высшее учебное заведение, вы вошли в особый мир, имеющий свою организацию, свои законы и правила жизни, свою историю и перспективы, со множеством самых разных специалистов. Называется это особое сообщество система высшего про­фессионального образования.
Любая система представляет собой совокупность элементов, на­ходящихся в определенных связях и отношениях и образующих при этом некое единство, целостность. Основными элементами системы высшего профессионального образования являются:
• высшие учебные заведения;
• органы управления высшим образованием, главный из ко­торых — Министерство общего и профессионального образо­вания Российской Федерации,
• научно-исследовательские и другие учреждения и организации, которые обеспечивают развитие и повседневную дея­тельность всей системы высшего образования.
Высшее учебное заведение, или сокращенно вуз, — это образовательное учреждение, в котором готовятся специалисты высшей квалификации для различных отраслей экономики, куль­туры и государственного управления.
В настоящее время в России высшие учебные заведения мо­гут быть:
— государственными, если они созданы органами государ­ственной власти — Правительством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (республики, края, области);
— муниципальными, если они учреждены органами власти крупных городов;
— негосударственными, если их учредителями являются частные лица, общественные или религиозные организации.
Общим и обязательным для всех вузов, кто бы ни был их учре­дителем, является то, что они должны иметь лицензию на пра­во ведения образовательной деятельности. Только в этом случае документ об образовании, выдаваемый вузом, будет иметь за­конную силу. Лицензия представляет собой официальный доку­мент разрешение, выданный государственным органом управ­ления высшим образованием и дающий разрешение на ведение образовательной деятельности в данном вузе. Чтобы получить лицензию, учебное заведение должно представить доказатель­ства того, что в нем созданы все условия для реализации обра­зовательных программ высшего профессионального образова­ния: есть необходимые помещения и оборудование, разработаны все нужные документы и образовательные программы, подо­бран коллектив преподавателей, которые смогут организовать и вести учебный процесс, и т.д.
Высшие учебные заведения чрезвычайно разнообразны — и по количеству студентов, которые в них обучаются, и по спект­ру направлений, специальностей и форм подготовки специали­стов, и даже по значимости для развития образования, науки и культуры страны. Однако во всем этом разнообразии легко уви­деть общие черты и характеристики, которые присущи любому вузу и отличают их от других образовательных учреждений.
Во-первых, законодательно установлено несколько видов выс­ших учебных заведений.
Большие многопрофильные вузы, в которых ведется подго­товка кадров для самых разных отраслей экономики, науки и культуры, называются университетами. В них готовятся спе­циалисты в области философии и физики, литературы и биоло­гии, истории и химии и т. д. Университеты, как правило, явля­ются и ведущими научными центрами своего региона, страны в целом. Среди преподавателей и научных работников универ­ситетов всегда есть достаточно много известных в своей научной области ученых.
Высшие учебные заведения, в которых ведется подготовка по широкому спектру направлений и специальностей, но преиму­щественно в одной из областей науки, экономики или культу­ры, называются академиями, например, юридическая акаде­мия, медицинская академия, академия физической культуры и спорта и т. п. Академия также обычно является ведущим в своей области научным и образовательным центром.
Высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по не­скольким направлениям знаний или специальностям, назы­вается институтом. Институт может существовать и как са­мостоятельное учебное заведение, и как часть университета или академии.
Все перечисленные виды высших учебных заведений, при всем их разнообразии, имеют много общего с точки зрения их внутренней организации.
До начала 90-х годов в нашей стране специалисты с высшим образованием готовились по определенным специальностям, каждая из которых соответствовала конкретной отрасли произ­водства, науки, техники, культуры или искусства, в которой по окончании вуза должен был работать выпускник. Подготовка специалистов была организована таким образом, что человек, поступая в вуз, сразу выбирал определенную специальность и должен был пройти весь курс обучения, чтобы получить доку­мент, подтверждающий приобретенную им квалификацию, т.е. определенный уровень обученности, подготовленности к выпол­нению конкретного вида профессиональной деятельности.
Однако известно, что большинство абитуриентов, т.е. людей, поступающих в вузы, — это выпускники школы. А в возрасте 16—17 лет бывает трудно правильно определить, кем именно ты хочешь быть. Поэтому очень часто молодые люди, проучив­шись в вузе один-два года, осознают, что выбранная специаль­ность им не по душе. В этом случае существовавшая рань­ше система высшего образования предоставляла единственную возможность: прервать обучение в одном вузе и заново, на об­щих основаниях поступать в другой. Очевидно, что это суще­ственно ограничивает возможности человека в выборе своего профессионального пути.
Такого рода недостатки прежней системы образования при­звана исправить новая система высшего образования, которая была введена в России в начале 90-х годов. Дело в том, что Россия, является участницей Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества (Совместное заявление европейских министров образования г.Болонья, 19 июня 1999г). Согласно этой си­стеме, человек получает высшее образование не по конкретной узкой специальности, а в рамках определенного направления. Каждое направление, с одной стороны, входит в определенную область знания, а с другой — включает в себя конкретный набор возможных профилей подготовки.
Обучение по любому направлению включает три взаимосвя­занных уровня, или ступени, на каждом из которых студент осваивает определенную часть образовательной программы. Поэтому новую систему высшего образования называют многоуровневой или многоступенчатой.
На первом уровне все студенты, независимо от выбранного при поступлении в вуз направления подготовки, в течение двух лет осваивают дисциплины, которые направлены на развитие культуры обучающегося, таких как философия, исто­рия, культурология, экология, экономика и др. По заверше­нии этого уровня студент имеет возможность либо, успешно пройдя промежуточную аттестацию, закончить обучение с по­лучением соответствующего документа о неполном высшем об­разовании, либо продолжить образование на следующем уров­не, причем он может на этом этапе поменять направление подготовки — перейти на другой факультет или в другой вуз.
Второй уровень — бакалавриат — включает в себя как базо­вый первый уровень и дополняется образовательной программой, которая направлена на освоение студентами общепрофессиональных знаний, необходимых для обучения по всем профилям под­готовки, объединенным данным направлением. Общий срок освоения образовательной программы бакалавриата составляет 4 года. По ее завершении проводится итоговая аттестация. Студенту, успешно прошедшему итоговую аттестацию, вручается документ установленного образца, свидетельствующий об окон­чании высшего учебного заведения, — диплом о высшем про­фессиональном образовании и присваивается особая разновид­ность квалификации — академическая степень «бакалавр» ( от латинского корня – первая ученая степень).
Выпускник вуза, имеющий диплом бакалавра, может начать свою трудовую деятельность, причем при поступлении на рабо­ту он имеет такое же право на занятие должности, для которой предусмотрено высшее образование, как и специалист. Однако он может и продолжить свое образование на третьем уровне.
Третий уровень, который называется магистратурой, имеет яркую особенность. Ее специфика заключается в том, что глав­ной задачей магистратуры является подготовка преподавателя высшей и средней профессиональной школы, а поэтому магистер­ская образовательная программа ориентирована на подготовку обучающегося — магистранта — к преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Срок обучения в магистра­туре составляет не менее 2 лет.
По завершении магистратуры выпускник также получает дип­лом о высшем образовании с присвоением ему академической степени « магистр» (от латинского корня – мастер, учитель) .
Таким образом, в многоуровневой системе высшего образова­ния каждый уровень, с одной стороны, характеризуется опре­деленной завершенностью, которая закрепляется соответству­ющим документом установленного образца, и в то же время является базой для образовательной программы следующего уровня.
Когда вводилась многоуровневая система высшего образова­ния, предполагалось, что она со временем полностью вытеснит прежнюю систему образования. Однако, практика показывает, что подготовка профессиональных специалистов по различным специальностям тоже необходима. Поэтому в настоящее время в России продолжает существовать и подготовка дипломиро­ванных специалистов (врачей, учителей, инженеров и др.) по 5-летней образовательной программе, которая иногда называет­ся специалитетом.
Таким образом, сегодня у нас в стране существуют три сту­пени высшего профессионального образования, которые зак­реплены Законом РФ «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании»:
— бакалавриат со сроком обучения 4 года, по окончании ко­торого выпускнику присваивается квалификация (академичес­кая степень) бакалавр;
— специалитет со сроком обучения 5 лет, по окончании ко­торого выпускнику присваивается квалификация дипломиро­ванный специалист;
— магистратура со сроком обучения 6 лет и присвоением выпускнику квалификации (академической степени) магистр.
Как дальше будет развиваться система высшего профессио­нального образования в России — покажет время.