Рекомендации по составлению программы дополнительного образования детей (дополнительной образовательной программы)

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
Р. П. НОВЫЕ БУРАСЫ.
Управление образования администрации.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
по составлению программы.
дополнительного образования детей.
(дополнительной образовательной программы)
Рекомендации разработаны.
директором Дома детского творчества.
ПОГОЖЕВЫМ А. В.
р. п. Новые Бурасы февраль 2007 г.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными.
Содержание дополнительных образовательных программ.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естственно-научной и др.);
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть направлено на:
— на возможность обучающимся свободно (совместно с родителями) выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области;
— создание условий для творческого развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для личностного, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
· ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
· формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
· обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
· развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
· обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
· реализация единства образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям региона, традициям и условиям учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов.
Реализация образовательных программ нового поколения должна способствовать повышению качества дополнительного образования.
Программа дополнительного образования:
· нормативно-управленческий документ учреждения, представляющий собой характеристику открытой социально-педагогической системы, направленной на реализацию развивающего образования, на создание научно-методического комплекса приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
· документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности; условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат;
· модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка и обосновывающая содержание образования и технологию его передачи;
· курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;
· предметная сторона, составная часть единой образовательной программы учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя;
· документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;
· индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.
Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.
Программа должна учитывать:
· преемственность и согласованность ее с образовательными программами общеобразовательной школы;
· возрастные особенности обучающихся;
· практическую значимость, технологичность (доступность для использования в педагогической практике);
· структуры, наличие логики в изложении материалов.
Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
4.Содержание программы дополнительного образования детей.
5.Оценка и контроль результатов.
6.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.
1.На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— тип (вид) программы;
— уровень освоения программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа утверждается педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения, и приобретают силу после утверждения её приказом руководителя образовательного учреждения.
Название программы – это ее лицо, визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким (не более 7 слов), отражающим содержание всей программы, привлекательным.
Тип (вид) программ :
· Типовая (примерная) программа должна в обязательном порядке утверждаться государственным органом управления и рекомендоваться качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности. Современная типовая программа может рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы); не случайно её характеризуют как примерную.
· Модифицированная или адаптированная программа. В её основу положена типовая (примерная) либо авторская программа. Модифицированной её делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
· Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процесс или неудовлетворенности педагога в прежней практической ситуации. Экспериментальная программа — это версия методического решения конкретной проблемы; такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знаний, апробировать новые педагогические технологии. По мере апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
· Авторская программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательной новизной, полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной, но обязательно требует документального доказательства новизны и авторства . Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подхода других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок. Официально статус авторской , как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием.