РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей: « От звука к слову »

Тамбовское областное государственное бюджетное.
образовательное учреждение дополнительного образования детей.
«Центр развития творчества детей и юношества»
дополнительного образования детей.
« От звука к слову »
(Формирование правильного звукопроизношения и речевого развития ребёнка,
для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации один год)
Краткая информационная справка.
Сведения об авторе:
Шаврина Татьяна Ивановна , учитель-логопед , первая квалификационная категория.
Информация о программе:
Программа реализуется с сентября 2013 года.
Тип программы – экспериментальная.
Направление деятельности – социально-педагогическая.
Уровень освоения – краткосрочный.
Возрастной диапазон – дошкольники.
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании Экспертного совета Центра творчества детей и юношества – август 2013 год.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
Цель программы : обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
—_воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
— развитие общей и мелкой моторики;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевыми нарушениями .
Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Отклонение в речевом развитии отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающим, препятствуют становлению полноценной личности, вызывают трудности в освоении школьной программы.
Поэтому разработка специальной программы, учитывающей увеличивающиеся за последние годы количество детей с ОВЗ из контингента воспитанников нашего учреждения, является актуальной.
— организация непосредственной непрерывной коррегирующей деятельности взрослого и ребенка и организация особой предметно-развивающей среды со специально подобранным методическим обеспечением в процессе коррекционной работы на базе логопедического пункта учреждения.
Учитывая возрастающий рост числа детей с речевыми нарушениями, нуждающихся в помощи специалистов данная программа является своевременной и актуальной.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Содержание программы коррекционной работы определяют.
— Преемственность . Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от дошкольного образования к основному общему образованию.
— Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, , т. е. системный подход к анализу особенностей развития и исправления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход педагогов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
— Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
— информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей с ФФН;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ТОГБОУ ДОД) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ФФН и ФН, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ФФН и ФН;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ФФН и ФН коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ФФН и ФН единых для всех участников образовательного процесса;
— консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ФФНР и ФНР.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — детям с ФФН и ФН, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Планируемые результаты логопедической работы:
— правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
— чёткая дифференциация всех изученных звуков;
— умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;
— овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Работа логопеда начинается с диагностического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы, который реализуется в процессе логопедических занятий и занятий с психологом.
Подготовительный этап работы включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю.
Основной этап включает индивидуальные и подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование лексико — грамматического строя речи.