Программа по рукоделию для младших школьников.

Учебно — тематический план Первый год обучения.
№ п/п Наименование темы Теория Прак-тика Всего 1. Вводное занятие. Вводная аттестация. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления для валяния. 4 4 2. Материаловедение. История возникновения вязания, вышивки лентами, валяния. Прикладное искусство. Народные промыслы. Мастера художественных ремёсел Воронежской области. Природа цвета. Цветовые сочетания 6 6 3. Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Вязание узорного полотна. 2 14 16 4. Швы и техника выполнения вышивки лентами. 2 18 20 5. Технология сухого и мокрого валяния 2 10 12 6. Сувениры 4 36 40 7. Миниатюры. 4 36 40 8. Оформление и посещение выставок. Экскурсии. 4 4 9. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. 2 2 Всего: 144ч. 30 104 144 Учебно — тематический план Второй год обучения № п/п Наименование темы Теория Прак -тика Всего 1. Вводное занятие. Вводная аттестация. Знакомство с программой второго года обучения. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления на занятии. 2 2 2. Материаловедение. 4 4 3. Миниатюры. 4 32 36 4. Картины. 4 48 52 5. Сувениры 4 44 48 6. Творческий проект. 4 60 66 7. Оформление и посещение выставок. Экскурсии. 6 6 8. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. 2 2 Всего: 216ч. 30 186 216 Содержание разделов и тем программы Первый год обучения Вводное занятие. Знакомство с программой и правилами поведения в объединении. Режим работы. История возникновения вязания, вышивки лентами, валяния. Вводная аттестация. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления Общие правила пожарной безопасности. Правила безопасности при работе с крючком, ножницами, иголкой. Правила работы с утюгом. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления для вышивания лентами. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления для валяния. Материаловедение. История возникновения вязания, вышивки лентами, валяния. Основные приёмы вязания крючком Правильное положение рук во время работы. Подготовка пряжи к работе. Запись названий приёмов. Освоение приёмов вязания. Оформление таблиц. Упражнения из столбиков и воздушных петель Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Выполнение упражнений. Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Вязание образцов круга, квадрата, пятигранника из столбиков без накида. Прикладное искусство. Определение прикладного искусства. Виды прикладного искусства и его значение. Народные промыслы. Народные промыслы: керамика, вологодские и михайловские кружева, деревянная игрушка. Мастера художественных ремёсел Воронежской области. Швы и техника выполнения вышивки лентами. Основные правила вышивки. Рабочее место. Способы закрепления нитки в зависимости от качества и вида вышивки. Шов «петля», «французский узелок», «ленточный», «ленточный изогнутый», «вперед иголку», «стебельчатый», «плиссированная роза», «роза паутинка», «роза из присборенной ленты», «роза из скрученной ленты».Здровьесберегающие методики: гимнастика для глаз, правильная посадка при работе. Природа цвета. Цветовые сочетания. Представление о цвете. Спектральные цвета. Тёплые и холодные тона. Цветовой круг. Гармония цвета. Сувениры. Зарисовка схем выполнения цветов, ягод, прихваток. Подбор пряжи. Вязание и оформление изделий. Салфетки: крючки и нитки для вывязывания, зарисовка схем, вывязывание салфеток. Особенности вязания косметички с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Зарисовка схем. Вязание узора, расчёт петель. Вывязывание косметички, её оформление, выполнение застёжки. Новогодние сувениры. Материаловедение. Происхождение и свойства ниток, применяемых в вязании. Виды волокон. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Ленты применяемые в вышивке. Ткани. Иглы. Виды шерсти. Миниатюры. Выполнение миниатюр «Розы», «Тюльпанчики», «Фиалки», «Подснежники», «Незабудка», «Подсолнух», «Котенок», «Птичка», «Рыбки», «Ягодки». Оформление и посещение выставок. Экскурсии. Родительские собрания. Досуговые мероприятия. Выставки и творческие отчёты. Организация выставки лучших работ. Итоговое занятие Подведение итогов работы объединения за год. Промежуточная аттестация. Второй год обучения Вводное занятие. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий и образцов деталей к ним. Определение расхода материала на изделие. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления на занятии. Вводная аттестация. Миниатюры. Выполнение миниатюр. «Нарциссы», «Насекомые», « Розы и незабудки». Картины. Выполнение картин «Подводный мир», «Луг», «Натюрморт»,«Маки»,«Цветы в вазе», «Птица с ягодами», «Рябина», «Пейзаж», «Анютины глазки». Творческий проект. Выполнение проекта включает в себя: подготовительный этап, конструкторский (выполнение эскиза), технологический (план изготовления изделия), этап изготовления изделия, заключительный этап (защита творческих проектов). Оформление и посещение выставок. Экскурсии. Экскурсии. Родительские собрания. Досуговые мероприятия. Выставки и творческие отчёты. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за год. Итоговая аттестация. По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать: — правила безопасности при работе с различными материалами и оборудованием; — технологию подготовки материалов к работе, их свойства, правила хранения; — название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами; — основные способы и приемы выполнения швов, столбиков; — основные требования к цветовому сочетанию элементов изделия; — основные названия материалов применяемых в работе и их значении. Должны уметь: — изготовить поделку с использованием элементов вышивки, валяния, вязания; — использовать в работе знания по технике безопасности; — решать художественно-творческие задачи на сочетание различных приемов; — анализировать готовое изделие, сравнивать его с другими. К концу первого года обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: — слушать и понимать поставленную педагогом задачу; — выполнять самостоятельно более сложные задания; — искать самостоятельно способы выполнения заданий; — анализировать свои действия, при выполнении заданий. По окончании второго года обучения обучающиеся должны знать: — правила безопасности при работе с различными материалами и оборудованием; — основные технологические приёмы работы крючком, валянию, вышивки; — как работать самостоятельно с опорой на рисунок, схему; — гармоничные сочетания цветов в изделии, работе. Должны уметь: — использовать в работе знания по технике безопасности; — решать художественно — творческие задачи на моделирование изделий, пользуясь эскизом; — самостоятельно подходить к выполнению работы, опираясь на полученные ранее знания и умения; — пользоваться литературными источниками; — читать схемы, разбираться в технологических картах; — творчески подходить к выполнению работы. К концу второго года обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: — стремиться к самостоятельному приобретению навыков знаний и умений; — учиться действовать по плану и планировать свою деятельность; — творчески выполнять поставленную задачу.
Оценочные материалы Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся студии строится: на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, применительно специфике деятельности объединения дополнительного образования и периоду обучения, свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов, обоснованности критериев оценки результатов. Осуществляется в конце каждого учебного года и фиксируется в личной карточке обучающегося. В течение года на всех этапах обучения отслеживается личностный рост обучающегося по следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам; овладение навыками предусмотренными программой; развитии творческих навыков; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия. Используются следующие формы проверки: конкурсы, выставки, творческий проект, викторины. Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос. Результаты фиксируются и определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________ Число, месяц, год рождения_____________________________________________________________ Школа, класс_________________________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________________________________ Дата, № приказа зачисления в учреждение___________________________________________________________ Наименование образовательной программы, сроки реализации _____________________________________________________________________ Информация о прохождении промежуточной и итоговой аттестации: Учебный год, вид аттестации, дата аттестации Уровень качества образовательного результата Теоретическая подготовка Практическая подготовка Общеучебная подготовка.
Дата и причина выбытия, № приказа о выбытии: _________________________________________________ Руководитель объединения: ____________ (подпись) (расшифровка подписи) Памятка по промежуточной и итоговой аттестации обучающихся КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА 2.1. Теоретическая подготовка обучающегося. 2.1.1.Теоретические знания: соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям. 2.1.2.Владение специальной терминологией: осмысленность и правильность использования специальной терминологии. 2.2. Практическая подготовка обучающегося. 2.2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: соответствие практических умений и навыков программным требованиям. 2.2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением: отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. 2.2.3. Творческие навыки: креативность в выполнении всех практических заданий. 2.3. Общеучебные умения и навыки обучающегося. 2.3.1. Учебно-интеллектуальные умения: — самостоятельность в подборе и анализе специальной литературы; — самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации; — самостоятельность в учебно-исследовательской работе; — адекватность восприятия информации, идущей от педагога; — способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой; — соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям; — аккуратность и ответственность в работе. II. Формы и методы диагностики уровня качества образовательного результата: — наблюдение; — собеседование; — тестирование; — анкетирование; — контрольное задание; — контрольный опрос; — исследовательская работа; — творческая работа; — авторская работа; — выставка; — конкурс; — концерт; — творческий отчёт; — конференция; -соревнования и др. III. Определение уровня качества образовательного результата. 3.1.Уровни качества образовательного результата. 3.1.1. Теоретическая подготовка обучающихся: — минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1\2 объёма знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины); — средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более 1\2, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой); — максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием). 3.1.2. Практическая подготовка обучающихся: — минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения в работе с оборудованием); — средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет более 1\2, работает с оборудованием с помощью педагога); — максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая серьёзных трудностей); — творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 3.1.3. Общеучебная подготовка обучающихся. — минимальный уровень (обучающийся нуждается в помощи и контроле со стороны педагога при работе со специальной литературой, учебно-исследовательской деятельности, публичных выступлениях перед аудиторией, в соблюдении правил безопасности, предусмотренных программой); средний уровень (обучающийся работает со специальной литературой с частичной помощью педагога, средний объём усвоенных навыков составляет более 1\2); — максимальный уровень (обучающийся самостоятельно работает со специальной литературой, освоил практически весь объём навыков, предусмотренный программой составляет более 1\2). Результаты аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: — насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребёнком; — полноту выполнения образовательной программы; — обоснованность перевода воспитанника на следующий этап или год обучения; — результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего года.
Методическое и материально – техническое обеспечение программы Первый год обучения № п/п Тема. Формы, приёмы, методы Дидактическое и материально-техническое оснащение Форма аттестации 1. Вводное занятие Вводная аттестация. Знакомство с программой и правилами поведения в объединении. Режим работы. Беседа. Показ. Демонстрация иллюстраций. Тетрадь, карандаши, ручки, образцы работ. Компьютер. Журналы. Тестирование. Анкетиро-вание.
2. Материаловедение. История возникновения вязания, вышивки лентами, валяния. Прикладное искусство. Мастера художественных ремесел Воронежской области. Народные промыслы. Природа цвета. Цветовые сочетания. Беседа. Показ. Работа с литературными источниками. Демонстраци онные карты. Презентация. Буклеты. Тетрадь, карандаши, ручки, мультимедийное оборудование, таблицы образцов ткани, лент, шерсти, игл, крючков. Беседа. Викторина. Творческая работа. Аукцион знаний. 3. Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Вязание узорного полотна. Объяснение с практическим закреплением.Демонстрация технологических карт. Крючки, пряжа, схемы. Тестирование. Зачёт. 4. Швы и техника выполнения вышивки лентами. Объяснение, показ с практическим закреплением. Инструкцион- ные карты. Показ каталога лент. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки, ножницы , образцы. Тестирование. Выставка образцов. 5. Технология сухого и мокрого валяния. Объяснение, показ с практическим закреплением.Показ готовых образцов. Шерсть, пульверизатор для воды, сетка, мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы, Практическое применение. Мини – вернисаж. 6. Сувениры. Практикум. Крючки, пряжа, схемы. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки, ножницы ,образцы. Шерсть, пульверизатор для воды, сетка, мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы, Ярмарка. Участие в конкурсе. 7. Миниатюры. Практикум. Практическое занятие. Показ готовых миниатюр. Крючки, пряжа, схемы. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки, ножницы ,образцы. Шерсть, пульверизатор для воды, сетка мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы, Мини вернисаж. Конкурс. 8. Оформление и посещение выставок. Экскурсии. Мастер –классы. Выставочные работы. Муниципальная выставка «Умельцы Прибитюжья» Обсуждение. 9. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Беседа. Выставка. Тестирование.
Методическое обеспечение программы Второй год обучения № п/п Тема. Формы, приёмы, методы Дидактическое и техническое оснащение Форма аттестации 1. Вводное занятие. Вводная аттестация Знакомство с программой второго года обучения. Техника безопасности, материалы, инструменты и приспособления на занятии. Беседа. Показ. Тетрадь, карандаши, ручки, мультимедийное оборудование. Анкетирова –ние. Тестирование. 2. Материаловедение. Беседа. Показ. Работа с литературными источника ми. Демонстра ци онные карты. Презентация. Буклеты. Тетрадь, карандаши, ручки, мультимедийное оборудование. Аукцион знаний. Викторина. 3. Миниатюры. Практикум. Показ готовых миниатюр. Крючки, пряжа, схемы. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки, ножницы ,образцы. Шерсть, пульверизатор для воды, сетка, мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы, Выставка. Участие в конкурсах. 4. Картины. Практикум.Показ фотографий. Просмотр видео – мастер классов. Крючки, пряжа, схемы. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки, ножницы ,образцы. Шерсть ,пульверизатор для воды, сетка, мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы, Участие в конкурсах. Мини – вернисаж. 5. Сувениры. Практикум. Показ готовых сувениров. Крючки, пряжа, схемы. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки, ножницы ,образцы. Шерсть, пульверизатор для воды, сетка, мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы, Выставка -ярмарка. 6. Творческий проект. Объяснение, анализ, обсуждение, обсуждение литера –туры, просмотр журналов. Журналы. Методическая литература. Крючки, пряжа, схемы. Ткань, ленты, иглы, пяльцы, шило, карандаши, мелки , ножницы ,образцы. Шерсть, пульверизатор для воды, сетка, мыло, бамбуковые жалюзи, ножницы. Творческая работа. Защита проектов. Участие в муниципаль -ном конкурсе «Умельцы Прибитюжья» 7. Оформление и посещение выставок. Экскурсии. Мастер- классы Выставка. Обсуждение. Творческий отчет. 8. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Беседа. Выставка. Обсуждение. Тестирование.
Список литературы для педагога 1.Гирич , В.П. Вязание крючком. [Текст]/В.П.Гирич.-Москва:Народное творчество, 2000 .-272с. 2.Еременко, Т.И. Кружок вязания крючком [Текст] /Т.И. Еременко.- Москва: Просвещение, 2002.-123с. 3.Еременко ,Т.И. Иголка волшебница [Текст]/ Т.И.Еременко. – Москва: Просвещение, 1987. – 103с. 4.Ильковская,Ю.А. Игрушки своими руками [Текст] / Ю.А.Ильковская. –Москва: Мир книги, 2007. – 96с. 5. Красикова ,Н.П. Мастера художественных ремёсел Воронежской области. [Текст]/ Н.П.Красикова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2004. -56с. 6. Красиков, С. Легенды о цветах. [Текст]/ С.Красиков .Москва: Молодая гвардия,1984. -49с. 7. Кузьмина ,М.А.Быстрый крючок. [Текст]/ М.А.Кузьмина. -Москва,:ЭКСМО-Пресс,1999. 102с. 8.Мекки, М. Картины из шерсти и войлока [Текст]/ М.Мекки . –Москва: Контэнт, 2012.-128с. 9. Пирс ,Х. Объемная вышивка. [Текст] / Х.Пирс. – Москва: Ниола 21-й век,2003.-112с. 10. Ращупкина, С.Ю. Вышивка лентами. [Текст] /С.Ю. Ращупкина .- Ростов на Дону:Владис ,2011. – 176с. 11. Смирнова,Е. Оригинальный войлок. [Текст] /Е. Смирнова.- СПб, Издательский дом ПИТЕР, 2013. – 104с. 12. Тарасенко, С.Ф. Забавные поделки. [Текст] / С.Ф.Тарасенко. — Москва:Просвещение, 2002.-89с. 13. Фарафошина ,Н. Мягкая игрушка. . [Текст] / Н.Фарафошина.- Москва: Просвещение, 2004. -134с. 14. Хапилина ,И.А. Художественная вышивка. [Текст]/ И.А.Хапилина . – Москва: Профиздат ,2004. -68с. 15. Чотти ,Д. Вышивка шелковыми лентами. [Текст] / Д. Чотти . – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. — 96с 16. Эшер,Ш. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. [Текст] / Ш.Эшер . — Москва: Изд-Контэнт,2007.-80с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Балухина, В. Уроки художественного вязания [Текст]/ В. Балухина. — М.: Просвещение, 2001.- 207с. 2. Валентина [Текст].- Дмитров: ООО Издательский дом Ова-Пресс, 2009.- 30с. 3. Гусакова, А.М. Рукоделие в начальной школе [Текст]/ А.М. Гусакова.- М.: Просвещение, 2000.- С. 115-152. 4. Евстратова, Л. Цветы [Текст]/ Л. Евстратова.- М.: Эксмо-пресс, 2001.- 15с. 5. Еременко, Т. И. Иголка – волшебница [Текст]/ Т.И. Еременко.- М.: Просвещение, 2003.- 24с. 6. Еременко, Т.И. Кружок вязания крючком [Текст]/ Т.И. Еременко.- М.: Просвещение, 2005.- 169с. 7. Зубкова,Т. Художественное вязание на спицах [Текст]/ Т. Зубкова.- М.: Просвещение, 2002.- 35с. 8. Каверина, В. Вязание для всех [Текст]/ В. Каверина.- Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2003.- С. 100-164, 167-171. 9. Козяева, А. Вязание [Текст]/ А. Козяева.- М.: Просвещение, 1996.- 35с. 10. Кононович, Т. Мягкая игрушка [Текст]/ Т. Кононович.- Санкт-Петербург: ВАЛЕРИ СПД, 2001.- С.8-34. 11. Кочетова, С. Мягкая игрушка [Текст]/ С. Кочемасова.- М.: Эксмо – пресс, 2002.- С.124-153. 12. Максимова, М. Азбука вязания [Текст]/ М. Максимова.- Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2002.- С.270. 13. Максимова, М., Кузьмина, М. Быстрый крючок [Текст]/ М. Максимова, М. Кузьмина.- М.: Эксмо– пресс, 2002.- С.128 (серия «Маленькая хозяйка»). 14. Максимова, М. Вязание без секретов [Текст]/ М. Максимова.- М.: Эксмо – пресс, 2002.- С.376. 15. Максимова, М., Кузьмина, М. Дружные спицы [Текст]/ М. Максимова, М. Кузьмина.- М.: Эксмо – пресс, 2002.- С.88. (серия «Заботы маленькой хозяйки»). 16. Молотобарова, О. Кружок изготовления игрушек-сувениров [Текст]/ О. Молотобарова.- М.: Просвещение, 2004.- С.137-164. 17. Некрасова, М. Народное искусство России [Текст]/ М. Некрасова.- М.: Просвещение, 2007.- С.36-87. 18. Популярное пособие для родителей и педагогов,- Чудеса из ткани своими руками [Текст]/ Ярославль: Академия развития, 2007.- С.122-140. 19. Пуговка [Текст]/, газета для рукодельниц.- Красноярск: ООО Империум, 2009.- 20с. 20. Пучкова, Л. Кружок художественного вязания [Текст]/ Л. Пучкова.- М.: Просвещение, 2007.- С.185. 21. Рудакова, И. Подарок (уроки бабушки Клаши) [Текст]/ И. Рудакова.- М.: Просвещение, 2003.- С.12-53. 22. Тарасенко, С. Ф. Забавные поделки [Текст]/ С. Ф. Тарасенко.- М.: просвещение,2002.- 92с. 23. Твердохлеб, Е. Мягкая игрушка своими руками [Текст]/ Е. Твердохлеб.- Харьков: Книжный клуб, 2005.- С.7-11. 24. Фарафошина, Н. Мягкая игрушка [Текст]/ Н. Фарафошина.- Ленинград: Алфавит, 2004.- С.60. 25. Ярмулавиченс, О. Вязание крючком [Текст]/ О. Ярмулавиченс.- М.: Просвещение, 2005.- С.240.