Программа дополнительного образования «Спорт и здоровье»

Образовательная программа “Спорт и здоровье” имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа актуальна, так как двух занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. С этой задачей должен справляться спортивный кружок по лыжному спорту. Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).
Задача кружка лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у детей среднего школьного возраста (11-15 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей. Это позволяет учитывать специфику основных школ с малой наполняемостью классов. К занятиям в данном кружке допускаются учащиеся в возрасте от 11 лет и старше, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные участковым врачом.
Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям :
– оздоровительное; – воспитательное; – образовательное.
Цели образовательной программы “Спот и здоровье”:
– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика; – воспитание бережного отношения к своему здоровью; – овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического воспитания и прикладной физподготовки; – освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой; – формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом.
Для реализации данной цели решается следующие задачи:
Детская группа (11-12 лет):
– прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом (лёгкой атлетикой); – укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм; – всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств; – овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов (отдельных видов легкой атлетики); – выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.
Подростковая группа (13-15 лет):
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм; – всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств; – развивать физическую работоспособность (выносливость); – совершенствовать технику основных лыжных ходов (видов легкой атлетики); – овладеть основами тактики лыжника гонщика; – овладеть инструкторскими навыками и судейской практикой; – достигать высоких результатов в лыжном спорте, выполнять разрядные нормативы.
Образовательная программа “Спот и здоровье” составлена мною с учетом психологических и физических особенностей развития детей среднего звена (11-15 лет) и рассчитана на 216 часов при 6 часах занятий в неделю.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода :
– легкая атлетика (сентябрь, октябрь) – лыжный спорт (ноябрь, декабрь)
– лыжный спорт (январь – март)
– легкая атлетика (март – май)
Срок реализации программы – один год.
Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.
Наполняемость группы – 15 человек.
Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю по 3 часа (при 6 часах занятий в неделю).
Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни; – формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов; – требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике); – способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике); – выполнять приемы страховки и самостраховки; – выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП; – выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта; – осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике); – оказывать ПМП при травмах; – выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов; – владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений); – использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль:
По теории “Основы знаний”: доклады, рефераты, тесты, викторины, беседы, согласно теоретического курса данной программы.
По технике выполнения упражнений:
Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).
Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений)
Участие в соревнованиях по легкой атлетике школьных, районных, областных (не менее 5 в год).
Участие в соревнованиях по лыжным гонкам школьных, районных, областных (не менее 5 в год).
Учебно-тематический план 1 год обучения.
Согласно календарному плану.
1-ый год обучения Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.
Основы техники лыжника-гонщика.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.
Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.
Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
Спортивная база, оборудование, инвентарь.
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта (л.атлетики). Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.
Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
Участие в соревнованиях.
Школьных, районных, городских, областных – согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.
Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время. Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение легкоатлетических упражнений.
Проведение вечеров, туристических походов (однодневных, многодневных, экскурсий, посещение выставок, музеев, соревнований), проведение спортивных соревнований.
Литература: Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах . – М.: Сов.спорт, 1989. Барышников А.Н. Лыжный спорт: программа для лыжных секций. – М.: ФиС, 1971. Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986. Жудов В.А. Лыжные гонки: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1986. Кардюков В.В. Лыжный спорт: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1971. Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1989. Малюков Е.А. Подружись с королевой спорта. – М.: Просвещение, 1991. Ляхов В.И. Лёгкая атлетика: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1989. Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: ФиС, 1986. Семашко Н.В. Баскетбол: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1976. Цирик Б.Я. Футбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 1982. Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984. Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. – М.: Просвещение, 1991. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. – М.: Просвещение, 1986.