ПРОФСТАНДАРТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования» — 2017.
Когда Рас Путин был еще крабом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» в виде приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н. В нем к таким преподавательским должностям вузов, как ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, в качестве одного из требований к квалификации указано как обязательное «высшее профессиональное образование» . Также выдвигалось требование и к стажу работы: — ассистент — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. — преподаватель — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. старший преподаватель — стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года. — доцент — ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). — профессор — ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.
Однако с 1 января 2017 года уже применяется профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). Его применяют работодатели в вузах при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Принятый профстандарт стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация» , а также положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266).
В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) — высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и [опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет/опыт профессиональной деятельности, соответствующий специальности ординатуры, как правило, не менее трех лет — для преподавания по программам ординатуры/опыт работы в образовательных организациях ВО не менее десяти лет — для общего руководства реализацией ООП ассистентуры-стажировки], опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.
Чтобы занять должность доцента (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученого звания], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Занимающему должность старшего преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо подтвердить следующие квалификационные требования: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Занимающему должность преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо выполнить следующие требования к квалификации: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж работы в образовательной организации не менее одного года/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Занимающему должность ассистента (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/без предъявления требований к стажу работы], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Для занятия должности доцента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо соответствовать следующим требования к квалификации: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
Для того, чтобы соответствовать требованиям к должности старшего преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо иметь высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
К должности преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
К должности ассистента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
На должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Нововведения уже коснулись многих преподавателей, которые преподают дисциплины не по профилю, указанному в дипломе о высшем образовании или справки об окончании аспирантуры, а также курсов профессиональной переподготовки, например, многочисленные преподы гуманитарных кафедр, читающие 1001 курс по гуманитарной хуете и прочие многостаночники, типа экономисты-менеджеры-IT-шники-юристы. Выход для них только один — получать диплом магистра по всем специальностям, по дисциплинам которых они планируют вести преподавательскую деятельность. Так, профессор СГУ В.В. Афанасьева, известная своей борьбой с ректором говновуза, 17 июля 2017 года опубликовала в Facebook https://www.facebook.com/vera.afanasyeva.9/posts/1266104216820374 сообщение о том, что она планирует стать студенткой магистратуры:
Я поступаю в магистратуру — на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. Я физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук — у меня нет базового образования. Я не одна такая — нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования. Четыре человека учатся сейчас, трое из них — профессора СГУ. И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году. Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее обречены регалиями, чем мы сами, — тут вступает в силу закон компенсации. Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана. Займу, если, конечно, поступлю — говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятёрки редкость, и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но я буду стараться, мне не привыкать. Болонская система в нашей стране даёт очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.