Проблемы современного высшего образования и пути их решения.

педагогические науки.
Яблочников Сергей Леонтьевич , доктор наук, профессор, профессор Академия права и управления ФСИН России.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ.
Похожие материалы.
Процессы познания, как, в прочем, и эволюцию концепций, принципов и методов, технологий и средств обучения невозможно остановить. Активный поиск путей такой эволюции – весьма актуальная проблема. Достичь успеха в осуществлении подобного поиска не возможно без проведения тщательного анализа и всестороннего изучения опыта коллег из других стран, с целью разумного заимствования имеющихся в наличии в образовательной деятельности позитивных моментов. В связи с этим, научно-педагогическому сообществу постсоветских стран для реформирования сферы образования интересны инновации и соответствующие достижения зарубежных коллег, работающих в вузах стран Европы и мира в целом. Наибольший интерес для отечественных педагогов-исследователей представляют подходы в решении вопросов, касающихся формирования профессиональной компетентности специалистов [1–5].
Не секрет, что уровень профессиональной подготовки персонала – залог успеха в реализации любых видов реформ и в достижении поставленных перед государством и обществом целей. Ныне, в условиях экономического кризиса, эти вопросы приобретают особую актуальность. Реально сдвинуть с места, накопившиеся проблемы в образовании, по нашему мнению, возможно, однако не путем проведения всевозможных дискуссий на тему практической реализации реформ в образовании, а осуществления непрерывного научного поиска адекватных путей позитивного изменения ситуации. К сожалению, для качественного преломления нынешнего хода событий и достижения ощутимых результатов явно недостаточно усилий лишь представителей педагогического сообщества [6–10].
В государстве и обществе должно созреть понимание того, что большинство существующих ныне проблем во всех сферах социальных и экономических отношений – производная от процессов в образовательной сфере. Соответственно, адекватно инвестируя в образование с минимальной долей риска вполне возможно ожидать позитивную динамику в большинстве других отраслей. Кроме того, такие инвестиции имеют значительное «последействие». В свою очередь, отсутствие серьезных инвестиций в образовательную сферу и науку – ведет к кризисам, к снижению уровня управляемости общества и к росту хаоса. Соответствующих примеров, подтверждающих этот тезис, на постсоветском пространстве, к сожалению, сегодня более чем предостаточно [11–14].
Время от времени, в педагогическом сообществе возникают реформаторские идеи, которые не без участия отдельных государственных мужей и общественных деятелей возводятся в ранг парадигм. Однако, практическая реализация подобных новаций, в силу целого ряда причин, либо имеет негативную динамику, либо в принципе не дает положительного результата. По нашему мнению, «пробуксовывание» образовательных реформ в постсоветских странах является следствием «слепого» копирования принципов и подходов зарубежных коллег. А если быть более точным, то педагогическим сообществом пространства бывшего ССР осуществляются попытки скопировать лишь отдельные внешние атрибуты и элементы сферы высшего образования, в первую очередь, стран Европы.
Во-первых, такое копирование, как привило, происходит без осуществления анализа совокупности причин, вследствие которых активно развивается образование за рубежом, а также важных социальных и экономических условий, обязательное выполнение которых во многом и предопределяет успех динамического развития образовательной сферы Европейских стран. Во-вторых, в среде отечественных управленцев отсутствует понимание сущности реальных проблем высшего образования Старого света, а также реальных результатов, определяемых нашими коллегами в качестве целей, успешно достигаемых ими.
Мы же, консолидируем существенные усилия общества и государства в целом ряде отраслей, а также практически реализуем существенные затраты организационных, материальных, экономических, финансовых, кадровых и других видов ресурсов для того, чтобы решать, к сожалению, проблемы не свои, а чужие. При этом, мы удовлетворяем запросы не своего рынка труда, экономики и производственной сферы, а других стран, по сути дела ориентируя наиболее талантливых будущих специалистов на работу за рубежом. Более того, мы по своей же инициативе осуществляем в некотором роде селекцию лучших из лучших и передаем их так называемым «партнерам» для удовлетворения их «кадрового голода» и решения демографических проблем, практически ничего не получая в качестве компенсации затраченных нами усилий и средств [15–18].
В этой публикации, автор ни в коем случае не декларирует движение общества к модели «закрытой системы», которая лишь сама для себя будет готовить специалистов с высшим образованием и сама же потреблять их для удовлетворения внутренних потребностей экономики и производственной сферы. Вполне понятно, что в условиях современного информационного общества это – «дорога в никуда». В данном случае, мы за разумный баланс совокупности интересов отдельной личности, общества и государства, а также европейского и мирового сообществ в образовательной, научной и производственных сферах. По нашему мнению, обеспечивая и поддерживая подобный баланс, постсоветского страны смогут выйти из затяжного кризиса и встать на путь опережающего развития.
Что же предлагается и как в осуществлении соответствующих образовательных инноваций может помочь исследование опыта зарубежных коллег-педагогов? Во-первых, нам нужно отказаться от практики безальтернативного копирования внешних атрибутов, институционных и организационных моментов образовательной сферы стран Европы и Америки. Безусловно, их успехи в сфере образования неоспоримы. Однако нет смысла доказывать, что любая копия, как бы она не была искусно сделана, будет хуже оригинала и ее ценность по сравнению с ним будет ничтожна. Конкурировать с неким оригиналом может только иной оригинал, при создании которого учтены или нивелированы недостатки и изъяны конкурентов, а также, если его создателями реализуется совершено новое качество (объект или процесс), имеющее существенные отличия и преимущества.
Образование – это не массовое производство дешевых подделок или копий, предназначенных для приобретения сомнительного престижа среди дилетантов. В современном обществе для того, чтобы занять достойное место на рынке труда, очень важно продемонстрировать работодателю свои профессиональные умения, деловые качества, умение работать в команде. Необходимо дать ему возможность понять, что претендент на вакантную должность сможет приносить реальную пользу и прибыль. Наличие документа, подтверждающего окончание того или иного вуза, как правило, является вторичным [19–23].
Цель − обогнать Европу по количеству бакалавров и магистров, является весьма сомнительной. Тем более, в условиях отставания от европейских стран по уровню жизни и экономического потенциала. Можно присоединиться, как это сделало большинство постсоветских стран, к Болонской, Лиссабонской и другим конвенциям, осуществляя, на первый взгляд, вполне логический переход к двухуровневой системе высшего образования и принимая соответствующую нормативную базу, регулирующую процессы в образовании. Но при этом, почему-то в конечном итоге, реально не решается ни одна из существующих в государстве и обществе проблем, кроме достаточно условного сдерживания темпов роста безработицы путем «замораживания» большого количества представителей трудоспособного населения внутри системы высшего профессионального образования.
В отличие от нас, в странах Европы пытаются как можно быстрее получить реальную отдачу от молодых членов общества, предоставляя им возможность реализовать себя в производственной и социальной сферах. При этом, различными путями сокращают время «замораживания» в системе высшего образования, постоянно привлекая обучающихся в вузах к практической деятельности и созданию валового национального продукта. В частности, организовываются всевозможные стажировки, реально, а не формально подходят к вопросу прохождения практики на рабочих местах. Кроме того, не только создаются условия, но и всячески поощряется трудовая деятельность параллельно с учебой в вузах.
Так в Европе, если студент, учась на дневном отделении, параллельно работает (даже не по специальности), то он может рассчитывать на получение льготных банковских кредитов или некоторую отсрочку платежа за обучение. Приоритет при поступлении в магистратуру и докторантуру получают в первую очередь профессионалы, имеющие опыт практической работы на протяжении двух-трех лет, для которых выбор будущей профессии является осознанным. Более того, очень популярны магистерские программы, на которых обучение реализуется в режиме «part-time» (не полного рабочего дня), т.е. вечерняя, заочная и дистанционная формы организации учебного процесса. А для бакалавров большинства специальностей срок обучения, как правило, не превышает трех лет.
Основной целью стажировки в международных компаниях будущих бакалавров и магистров европейских вузов является приобретение практического опыта общения с коллегами и формирования глубокого понимания интегрированности социальных и экономических процессов, реализуемых современным мировым сообществом. Для них прохождение практики или стажировки за рубежом – это возможность получить в дальнейшем престижную и высокооплачиваемую работу на родине. Нашими же студентами такие мероприятия используются лишь с целью осуществления попытки иммиграции.
По нашему мнению, в постсоветских государствах должны быть созданы социальные и экономические условия для того, чтобы обучение граждан в высших профессиональных учебных заведениях стало именно их насущной потребностью, обусловленной желанием найти свое место и совершенствовать себя в определенной профессиональной сфере. А вузы необходимо поставить в такие рамки, чтобы они вынуждены были приложить усилия для своего преобразования из социальных институтов, дающих возможность осуществлять трудовую деятельность одним и как можно дольше не работать другим, в истинно научно-образовательные центры, формирующие квалифицированные кадры, которые способны развивать экономику и социальную сферу в своей стране, используя зарубежный опыт [23–33].
Список литературы.
Яблочникова И.О. Качественная подготовка экономистов и финансистов как фактор обеспечения устойчивости экономики / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Труды международной научно-практической конференции «Внешнеэкономическая деятельность страны в условиях вступления мировой экономики в режим турбулентности». – Астана: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2015. – C.556–560. http://www.enu.kz/downloads/nauka/mnpk-sbornik.pdf Яблочникова И.О. Формирование профессиональной компетентности как результат реализации интеллектуального процесса / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Материалы Международной научно-практической конференции «Интеллектуальная культура истоки, традиции, методология исследования» (Минск, 13–14 ноября 2014 г.). – Минск: Институт философии НАН Беларуссии, 2014. – С. 167–171. Яблочников С.Л. К вопросу управления образованием как социально-экономической системой. – NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 41. С. 151–155. Яблочников С.Л. Об особенностях трактовки функций управления в образовательной сфере. – NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 218–225. Яблочников С.Л. Психологическая составляющая безопасности системы образования / Яблочников С.Л., Яблочникова И.О. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). С. 134–143. Яблочникова И.О. К вопросу формирования коммуникативной составляющей компетентности магистров-финансистов. – NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 41. С. 155–158. Yablochnikov S.L. THE SYSTEM-CYBERNETIC APPROACH TO MANAGEMENT IN EDUCATION. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Луганский национальный педагогический университет им. Тараса Шевченко. Луганск, 2012. – 44 c. Yablochnikov S. THEORETICAL ASPECTS OF SAFETY EDUCATION. Проблеми інженерно-педагогічної освіти. 2012. № 37. С. 13–17. Dembitskaya S.V., Sergienko V.P., Yablochnikov S.L. PHYSICS AND ASTRONOMY BASICS FOR COLLEGE STUDENTS. PRACTICAL COURSE. – Винница, 2008. – 179 c. Doucek P., Bebr R., Jablotchnikov S. MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS – ASSISTANCE IN THE WORK OF A MODERN MANAGER. Manažerské informační systémy podpora práce moderního manažera, 2004. – Vinnitsya: «X – ART». – 168 p. Dembitskaya S., Kalashnikov I., Yablochnikov S. SOME SPECIAL FUTURES OF GEOMETRY STUDY IN THE MIDDLE AND HIGHER SCHOOL OF I-II LEVELS OF ACCREDITATION OF THE BUSINESS PROFILE / Дидактика математики: проблемы и исследования. 2005. № 24. С. 223–230. Яблочніков С.Л. Формування професійної компетентності майбутніх магістрів-фінансистів через реалізацію наукової діяльності у вищих навчальних закладах / С.Л. Яблочніков, И.О. Яблочнікова // Наукова діяльність як шлях формування професійних компетентностей майбутнього фахівця (НПК-2015): матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції 2–3 грудня 2015 р., м. Суми у 2-х томах. – Суми: ВВП «Мрія», 2015. – Т. І. – C. 94–97. Yablochnikov S. Organizational and informational aspects of financiers training for law enforcement agencies in Europe // II International penitentiary forum «Crime, punishment, correction»: articles and reports of the forum participants (25–27 November, 2015). – R-n.: AFPSR, 2015. – p.250–252. Яблочников С.Л. Организационные и методологические аспекты развития процессов формирования профессиональных знаний / С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Cоциальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества : материалы междунар. науч.- практ. конф., г. Минск, 12–13 ноября 2015 г. / ред. кол.: Котляров И.В. (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2015. – C. 312 – 315. Yablochnikov S. L. Approaches to the definition of basic concepts of inclusive educational paradigm in the ukrainian scientific discourse / S. L. Yablochnikov, G.Davydenko, I.O.Yablochnikova // System approaches’15. Interaction of soft and hard systems. 21th International Conference, Prague, VSE, December 2015. – pp. 17 – 21.ISBN 978-80-245-2125-1 Яблочніков С.Л. Формування системних знань фахівців із публічного управління / С.Л. Яблочніков // Європейські принципи і стандарти підготовки публічних управлінців: орієнтири для України : матеріали щоріч. наук.-практ. конф. за міжнар. участю (Київ, 5–6 листоп. 2015 р.) / [за заг. ред. Ю. В. Ковбасюка, М. М. Білинської, В.М. Сороко, Л.А. Гаєвської]. – К.: НАДУ, 2015. – C. 255–257. Яблочников С.Л. К вопросу оценки успешности действий по формированию интеллектуального капитала общества / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Интеллектуальная культура Беларуси: управление знаниями в контексте задач социально-экономической модернизации: Материалы Второй междунар. науч. конф., г. Минск, 12–13 ноября 2015 г. / Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2016. – С.30–31. Яблочников С.Л. К вопросу о формировании информационно-образовательного пространства / С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Семинари илмӣ – амалииҷумҳуриявӣ дар мавзӯи «Таҳсилоти фосилавӣ» (Материалы Республиканского научно-практического семинара на тему «Дистанционное образование»), 27 феврали соли 2016 (27 февраля 2016 г.), бахшида ба 25 – солагии Истиқлолияти Ҷумҳурии Тоҷикистон, ш.Хуҷанд (посвященный 25-летию независимости Республики Таджикистан, г. Худжанд): ДПДТТХ (Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими в г. Худжанде). – Нашриёти «Меҳвари дониш» (Издательство «Оси знаний»). C. 129–135. Яблочников С.Л. Социальные аспекты развития высшего профессионального образования / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И.Ю. Синельников. – М.: ИСРО РАО, 2016. – С.376 – 380. Яблочніков С.Л. Аспекти розвитку безперервної економічної освіти в Україні / І.О. Яблочнікова, С.Л. Яблочніков // Розвиток системи обліку, аналізу і аудиту в Україні: теорія, методологія, організація. Збірник тез доповідей учасників XVI-ї Всеукраїнської наукової конференції, 2016, Київ: НАСОА, C. 216–218. Яблочников С.Л. Качественная подготовка экономистов и финансистов как фактор обеспечения устойчивости экономики / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Труды международной научно-практической конференции «Внешнеэкономическая деятельность страны в условиях вступления мировой экономики в режим турбулентности». – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, 2015. – C.556 – 560. Яблочников С.Л. Безопасность процессов в образовании и науке – неотъемлемая часть комплексной безопасности государства и общества // С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Наука и образование XXI века: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана (г. Уральск, Казахстан, 22–23 сентября 2015 года). – Орал, Уральск: Из-во Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана, 2015. – Ч.1 – С.42–47. Яблочников С.Л. Мультилингвизм как существенный фактор формирования компетентности магистров-финансистов / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 нояб. 2015 г. / редкол.: Я.С. Яскевич (гл. ред.) [и др.]; Институт социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университет». – Минск: РИВШ, 2015. – С. 144–147. Яблочников С.Л. Профессиональная компетентность – следствие реализации интеллектуальных процессов / С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира. – Материалы международной научной конференции, Республика Беларусь, Минская духовная академия при Свято-Успенском Жировичском монастыре 14–15 мая 2015 г. / Науч. ред. совет: А. А. Коваленя [и др.]; Институт философии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2015. – C. 347–350. Яблочніков С.Л. Актуальність формування розуміння основ системно-кібернетичного підходу у фахівців з державного управліня / С.Л. Яблочников // Підготовка фахівців у галузі знань «Державне управління»: вимоги до змісту та відповідність сучасним викликам: матеріали щорічної науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Київ, 6–7 листоп. 2014 р.) / за заг. ред. Ю.В. Ковбасюка, М.М.Белінської, В.М. Сороко. – К.:НАДУ, 2014. – С.108–109. Яблочніков С.Л. Інформаційні системи і технології в обліку / В.І. Волинець, Л.В. Волинець, С.Л. Яблочніков // Курс лабораторних робіт. – Вінниця: ТОВ Планер, 2008. – 198 с. Яблочникова И.О. Роль курсов по выбору в актуализации профессиональной направленности обучения / С.В. Видов, М.С. Маскина, И.О. Яблочникова // Журнал «Человеческий капитал. – №3 (87), 2016. – С. 56 – 57. Яблочнікова І.О. Особливості підготовки фінансистів – державних службовців у Європі / І. О. Яблочнікова // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах : зб. наук. пр. / [редкол.: Т. І. Сущенко (голов. ред.) та ін.]. –Запоріжжя : КПУ, 2016. – Вип. 47 (100). ¬¬– С. 401 – 407. Яблочнікова І.О. Організаційні аспекти підготовки магістрів-фінансистів у східній Європі / І.О. Яблочнікова // Наукові записки Бердянського державного педагогічного університету. Педагогічні науки. Зб. наук. пр. – Вип. 2. – Бердянськ: ФОП Ткачук О.В., 2015. – С.371 – 376. Яблочнікова І.О. Підготовка магістрів-фінансистів у державах Балтії / І.О. Яблочнікова // Наукові записки. Серія «Психолого-педагогічні науки» (Ніжинський державний університет імені Миколи Гоголя / за заг. ред. проф. Є.І. Коваленко. – Ніжин : НДУ ім. М. Гоголя. – 2015. – С. 188 – 193. Яблочнікова І.О. Особливості формування професійної компетентності магістрів-фінансистів у ВНЗ Німеччини / І.О. Яблочнікова // Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Серія педагогічна / [редкол.: П.С. Атаманчук (голова, наук. ред.) та ін.]. – Кам’янець-Подільський : Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2015. – Вип. 21: Дидактика фізики як концептуальна основа формування компетентнісних і світоглядних якостей майбутнього фахівця фізико-технологічного профілю. – 356 с. – С. 165–169. Яблочнікова І.О. Здійснення підготовки магістрів-фінансистів у південноєвропейських країнах / І.О. Яблочнікова // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах : зб. наук. пр. / [редкол.: Т. І. Сущенко (голов. ред.) та ін.]. – Запоріжжя: КПУ, 2015. – Вип. 44 (97). – С. 476 – 483. Яблочнікова І.О. Підготовка магістрів-фінансистів у Греції / І. О. Яблочнікова // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах : зб. наук. пр. / [редкол.: Т. І. Сущенко (голов. ред.) та ін.]. – Запоріжжя : КПУ, 2015. – Вип. 45 (98). – С. 531 – 539.
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.