Правовое регулирование отношений в области высшего профессионального образования.

Законы и нормативные акты, регулирующие отношения в области высшего профессионального образования.
Под образованием понимается процесс обучения и воспитания человека в интересах общества и государства. Образовательные отношения — это отношения, в которые вступают граждане, представители образовательных учреждений и иные лица в процессе обучения и образования.
По сферам действия образовательные правоотношения подразделяются на отношения по обучению и воспитанию (педагогические отношения), а также трудовые, управленческие, имущественные, финансовые и др.
Педагогические отношения возникают в области высшего профессионального образования и включают: отношения по поводу заключения, изменения и расторжения договора образовательного учреждения и обучающегося; отношения по поводу времени обучения, включая время отдыха; отношения по оплате обучения; дисциплинарные отношения; отношения по поводу содержания, в том числе качества, образования; отношения по поводу исполнения государственных образовательных стандартов; отношение по поводу воспитания обучающихся.
Образовательные отношения в области высшего и профессионального образования регулируются следующими федеральными законами:
1) статьей 43 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на образование, включая право на общедоступность и бесплатность на конкурсной основе высшего образования; 2) Федеральным законом «Об образовании»; 3) Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ, 1995, №35.Ст. 4135); 4) Гражданским Кодексом Российской Федерации;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Кроме того, образовательные отношения регулируются подзаконными актами:
а)федеральными — указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 10 августа 1993г. № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».
В регулировании образовательных отношений важную роль играют нормативные правовые акты Министерства общего и профессионального образования России и Министерства труда и социального развития России;
б)субъектов РФ; в)местных органов самоуправления; г)вузов, которые принимают устав, правила внутреннего распорядка, расписание занятий и иные локальные нормативно-правовые акты.
Отношения в области высшего и профессионального образования регулируются и нормами международного права. Это, прежде всего:
а)пересмотренная Рекомендация о техническом и профессиональном образовании ЮНЕСКО 19 ноября 1974 г.; б)Конвенция о техническом и профессиональном образовании, принятая ЮНЕСКО 10 ноября 1989 г. (Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993, с. ПО.);
Конвенция исходит из того, что техническое и профессиональное образование в разных странах имеет одинаковые цели и аналогичные проблемы, поэтому в мире необходимы общие нормы для регулирования технического и профессионального образования.