ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ И.

Одним из основных моментов становления личности, ее социали­зации, формирования полноценного члена общества, является про­цесс образования. В самом общем плане образование определяется как процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Основным путем получения знаний является обучение в различных учебных заведениях. В современных условиях, когда объем знаний возрастает в геометрической прогрессии, человеку, в сущности, приходится обучаться всю жизнь, т.е. с момента появле­ния на свет и до глубокой старости человек должен получать и об­новлять свои знания, умения и навыки. Остановка в этом процессе означает остановку творческого роста и служебной карьеры.
Процесс образования предполагает передачу знаний от одного поколения другому: старшие обучают младших, более образованные обучают менее образованных, специалисты обучают неспециали­стов. При этом учитывается как внешнее воздействие на обучаю­щихся, так и их индивидуальные качества: природные задатки, даро­вания, воля, целеустремленность и т.д., что и обеспечивает ту или иную результативность образования.
Система образования включает в себя общие и специальные виды обучения. Общие — это дошкольные и школьные структуры образо­вания и воспитания.
В советский период средняя школа была жестко унифицирована и по регионам, и по времени обучения, и по объему знаний. В на­стоящее время среднее образование в старших классах стало все больше испытывать потребность в специализации, что привело к появлению различных специализированных школ, колледжей и ли­цеев. Тем самым городская средняя школа по уровню сообщаемых знаний ушла далеко вперед по сравнению со школой деревенского типа, что объективно создает предпосылки для интеллектуального и социального неравенства.
Структура специального образования включает в себя средние и высшие учебные заведения.
Среднее образование (техникумы, училища, колледжи) готовят специалистов среднего управленческого звена или практических работников для всех основных сфер народного хозяйства. Например, техникумы, педучилище, медучилище, музучилище и т.д. готовят практических работников соответствующих учреждений.
Техникумы — наиболее привычная и устоявшаяся структура сред­него специального образования, в сущности, это те же училища только с техническим уклоном.
В период перестройки в системе среднего образования стали происходить определенные изменения, в частности, появились такие учреждения, как колледжи, а также ряд профессионально-технических училищ преобразовался в высшие училища — появились высшие производственные училища (ВПУ) и высшие технические училища (ВТУ), работающие по программам средних специальных учреждений.
Нужно отметить, что это стихийное формирование учебных заве­дений нового типа привело к ряду парадоксов, отнюдь не способст­вуя четкому разграничению уровней образования. Так традицион­ные училища (медицинского или педагогического профиля) по-прежнему сохранили свои названия, ряд же профессиональных учи­лищ, готовивших квалифицированных рабочих, присовокупив к своим названиям определение «высшее», волей-неволей восприни­маются как нечто более высокое, чем традиционные училища или даже техникумы, т.к. их трудно отличить (по названию) от училищ высшей школы, например, от высшего пожарно-технического воен­ного училища, которое относится к системе высшего образования, и ряд других парадоксов.
Такая же путаница произошла и с колледжами, которые появи­лись во всех трех уровнях образования от школы до вуза. Путаница усиливается еще и за счет того, что в разных категориях учебных заведений уровнялись сроки обучения, например, в техникумах и некоторых вузах срок обучения четыре года, с другой стороны, в рамках одной и той же категории утвердились разные сроки обуче­ния: в вузах от четырех до шести лет, в средних учебных заведениях от двух до четырех лет и т.д.
Думается, что последующие совершенствования системы образо­вания внесет ясность в сроки обучения и в сами названия тех или иных учебных заведений, что позволит унифицировать и требова­ния, предъявляемые к выпускникам, и улучшить систему управления учебными заведениями.
Высшее образование — это система подготовки специалистов выс­шей квалификации для различных областей производства, управления и культуры, это такой образовательный институт, который формирует интеллектуальную элиту общества, готовит высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих дальнейшее развитие науки, техники и образования, без чего невозможен дальнейший рост и развитие общества.