педсовет. интеграция основного и дополнительного образования.docx — Интеграция основного и дополнительного образования: проблемы и пути решения.

Педагогический совет. Январь 2015г. Гаспарян И.М., заместитель директора по УВР. Тема доклада. Интеграция основного и дополнительного образования: проблемы и пути решения В конце апреля 2014 года в Ярославле состоялся международный форум «Евразийский образовательный диалог», на котором директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки РФ Александр Страдзе определил основные направления развития системы дополнительного образования: 1. Разработка и развитие региональных программ в сфере дополнительного образования детей; 2. Мониторинг и оценка качества образования; 3. Эффективный контракт. А.Страдзе заявил, что дополнительное образование – это непрерывный процесс, интегрированный со всеми уровнями образования, образование через всю жизнь. Согласно основным нормативным документам повышение эффективности общего образования предполагает изменение образовательной парадигмы, в которой первостепенное значение имеет воспитание, интегрированное в общий процесс обучения и развития детей. Важная роль в решении этой задачи отводится взаимодействию основной школы и других социальных институтов с учреждениями дополнительного образования, в процессе которого осуществляется развитие способностей и интересов подрастающего поколения. Важнейшие значения понятия «интеграция»:  это продуктивная связь элементов, принадлежащих к разным системам — и в этом смысле для повышения эффективности в непрерывном образовании необходимо привлечение разных типов образования;  при интеграции возникает новое содержание образования, которое может удерживаться только интегрирующимися видами образования совместно и исчезает при разрушении комплекса; интеграция приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса;  в интегрированном комплексе должны существовать и диагностироваться дифференцированные элементы, свойственные только каждому из видов и определяющие его специфику как вида;  интегрированные элементы, определяющие новое качественное содержание комплекса;
 интеграция — явление динамическое, оно дано нам в развитии, т. е. без наличия экспериментального, инновационного блока (нормативов, образовательных программ, без непрерывного поиска новых, нетрадиционных образовательных форм, интеграция закрепляется в институтах, логично переходит в стабильное функционирование и редуцирует; учебно­тематических планов),  интеграция — перспективный способ развития сотрудничающих систем, поскольку позволяет задействовать новый тип ресурсов. Итак, можно выделить следующие условия продуктивной интеграции учреждений общего и дополнительного образования:  наличие у интегрирующихся учреждений разного типа ресурсов (например, дополнительное — интеллектуальный и кадровый ресурс; у общего — финансовый и организационный), объединение которых дает качественно новый результат;  наличие программы интеграции — межучрежденческого нормативного акта, определяющего концепцию, принципы работы, планирование, защищающего интересы каждого из видов образования, управляющего развитием интегрированного комплекса. Интегрированный комплекс из учреждений общего и дополнительного образования с наибольшим успехом может стать тем самым ресурсным центром, который необходим в реализации программ работы с одаренными детьми. Многообразие целей дополнительного образования предполагает и многообразие результатов. Имеется в виду стабильно позитивные результаты детей; их творческие достижения, степень освоения им новых видов деятельности, социальных ролей; уровень творческой активности; динамика личностного развития ребенка; его успешность в деятельности и образовательном процессе. Достижения данных требований предполагает постоянное обновление содержания образования. Сегодня муниципальные образования, где сосредоточены практически все направления традиционной культуры, являются центрами культурного образования детей. В Ардонском районе это наш Дом детского творчества. Наша работа направлена на интегрированное взаимодействие со школами города и района. Наиболее тесная работа ведётся со школой №1. В данной школе наши кружки включены в линейное расписание начальной школы и успешно справляются со своими задачами. Одна из первостепенных задач обучения в ДДТ— выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показал, что формирование эстетических.
навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают форми­ рование общих предметных знаний, умений, навыков. Примерами таких занятий являются занятия педагогов Вохо Е.С., Зембатовой Р.А.,Гостиевой Ж.К., Алборовой Ц.Г., Гапбоевой Ф.А.,Тибиловой И.В., Леоненко И.В., Борисова О.Б., Плиевой Р.А., Сушилиной Л.В., Гаглоевой К.Г.. Педагоги привлекают наиболее активных детей к участию в различных конкурсах регионального, российского и международного статуса. Благоприятные условия, созданные в Доме детского творчества, аккумулируют большой приток детей на обучение. На сегодняшний день преобладание обучающихся младшего и среднего школьного возраста в составе контингента обусловлено тем, что огромное количество интересных мероприятий, яркая, насыщенная творческая деятельность, хорошие результаты творческого труда, захватывает все большее количество детей. Сравнительный анализ качественного состава обучающихся в творческих объединениях по интересам показывает, что в последние годы наблюдается рост объединений для детей младшего школьного возраста. Дети старшего возраста практически не вовлекаются в образовательное пространство ДДТ. Ведут работу с этой возрастной группой лишь несколько педагогов – Кокаев Ю.В., Дунаева И.Ф. В условиях реализации Концепции модернизации дополнительного образования России значительной внимание уделяется обновлению содержания дополнительного образования детей. Необходимо активно привлекать в творческие объединения старшеклассников, увлекая их проектной и исследовательской деятельностью. Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что в системе дополнительного образования (СДО) проходят с ребёнком другой образовательный путь. В СДО не только дают ему поддерживающую информацию; главное ­ это включают его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, приобретает умения и навыки, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право ребёнка на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождавших эту подсистему образования Важной составляющей задачи учреждений дополнительного образования является профессиональная ориентация. Она должна быть одной из целевых функций этих учреждений.