Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования.

Дополнительное образование — это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба они реализуются на благо человека и государства.
Как составляется образовательная программа.
Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.
Она должна быть:
Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем. Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования. Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения. Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач. Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации. Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений. Корректируемой. Вариативной.
Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:
Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку. Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга. Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного. Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.
Структура образовательной программы ДО выглядит так:
Титульный лист. Пояснительная записка. Проект обучения и его тематика. Содержание. Методические материалы. Список литературных источников. Приложение.
Тезаурус. Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации. Описание способов индивидуальной работы со школьниками. Планы воспитательной работы и занятий. Критерии мониторинга.
Стандарты оформление программы дополнительного образования:
Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст. На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания. Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.
Типовая, или примерная, — утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца. Адаптированная либо модифицированная — формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала. Авторская — включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями. Экспериментальная.
узкопрофильным — отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения; интегрированным — охватывающим смежные научные области; комплексным — состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое; сквозным — базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе; модульным — составленным из самостоятельных блоков.
Объяснительно-иллюстративный — процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию. Репродуктивный — воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы. Частично поисковый — обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом. Исследовательский — освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.
Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет — коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре — во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.
Определение результативности.
Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.
Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:
наблюдением; мониторингом результатов; анализом.
Что отражается.
Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:
культурных достижений, традиции и самобытности регионов; уровня образования; его направленности; современных педагогических технологий; доступных методов контроля; способов управления образовательным процессом; имеющихся средств обучения.
Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:
черты, отличающие его от принятых ранее планов; новизна; способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.
В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.
Этапы принятия РП ДО:
Обсуждение на заседании педсовета. При необходимости — проведение независимой экспертизы. Утверждение директором учреждения.
Как выглядит рецензия.
Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:
Заголовок. Характеристику рецензируемой работы. Актуальность. Описание новаторских в системе дополнительного образования идей. Краткий анализ частей документа. Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов. Целостность — согласованность способов достижения результатов. Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования. Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации. Характеристику добавочного материала из приложений — их важность и содержательность. Выводы о профессионализме и умениях преподавателя — составителя программы.
Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии — закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.