Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования.

Дата публикации : 28.10.2014 2014-10-28.
Статья просмотрена: 3043 раза.
Библиографическое описание:
Анцупова Ю. В. Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 509-510. — URL https://moluch.ru/archive/77/13178/ (дата обращения: 04.02.2019).
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.
Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана недостаточно. Одним из немногих нормативных документов является Постановление Правительства РФ № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», в котором предложен перечень платных образовательных услуг, включающий: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов.
Дополнительное образование в детском саду могут получить дети, как посещающие, так и не посещающие детский сад. Особенностью является и то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми детским садом программами для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Основными задачами детского сада № 9 г. Дмитров Московской области по оказанию дополнительного образования являются:
— формирование новых подходов к созданию развивающей среды;
— разработка гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей, создание комфортных условий для реализации дополнительного образования;
— совершенствование непрерывного образования;
— разработка содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям;
— удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, на базе детского сада № 9 выбрали следующие направления:
— художественно-эстетическое развитие детей (кружки по изобразительной деятельности);
— интеллектуальное развитие (обучение иностранному языку, информатике);
— экологическое воспитание детей.
Организуя работу по дополнительному образованию детей, педагоги ДОУ учитывали:
— интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий; добровольность выбора их детьми;
— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
— ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
— создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
— нормы нагрузки на ребенка.
Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками проводится в отдельном помещении, которое имеет свою предметно-развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, неожиданности, интереса, творчества. Чаще используются разные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование и др. Занятия ведутся с подгруппами (10–12 человек) 2 раза в неделю, во второй половине дня. Например, работа изокружка с детьми построена на игровых приемах. Игры, игровые ситуации способствуют развитию активной художественно-творческой деятельности детей. При этом используются и соответствующие методы обучения выполнения творческих заданий в парах или индивидуально; проведение элементарных опытов и экспериментов с изобразительными материалами и т. п. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности.
Таким образом, дополнительное образование — тип образования, объединяющий воспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
1. Брутова М. А. Педагогика дополнительного образования. — Архангельск, 2014. — 218 с.
2. Золотарева А. В., Терещук М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.:АРКТИ, 2008. — 120 с.