Об организации дополнительного образования в школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение.
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
на заседании Педсовета.
Директор школы.
Основные функции дополнительного образования.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющего функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей, подростков, молодежи.
Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и творческий потенциал.
При организации дополнительного образования следует учитывать приоритетные направления:
· свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
· ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
· возможности свободного самоопределения, самореализации ребенка.
· единство обучения, воспитания и развития.
· практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Дополнительное образование детей увеличивает образовательное пространство, школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Особое значение имеет дополнительное образование для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Задача этого направления – помочь подросткам сделать правильный выбор (занятия по интересам: вязание, дизайн, овладение компьютером и т. д.)
Дополнительное образование детей в общеобразовательной школе ориентировано на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и его культурного пространства, способствует самоопределению школьников во всех областях образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы детей и подростков школьного возраста.
2.Структурные и организационные формы реализации дополнительного образования детей.
Нормальное и успешное функционирование дополнительного образования зависит от уровня организованности его в школе. Дополнительное образование это не случайный набор объединений, которые не сочетаются друг с другом и зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Такая организация не отражает специфики образовательного учреждения и малоэффективна для развития школы. Вместе с тем. для обучающихся занятия в этих объединениях могут быть достаточно значимыми. Необходимо консолидировать объединения с различной направленностью и простроить единую содержательную основу, продумать программы деятельности и координировать работу педагогов дополнительного образования в едином образовательном пространстве школы. Необходимо предусмотреть развитие дополнительного образования на основе единой образовательной программы, где педагоги координируют свою деятельность.
В условиях интеграции основного и дополнительного образования детей предусматривается единство по организации и содержанию основных структур школы. Деятельность школы строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
В основном контроль за организацией и содержанию дополнительного образования в школе осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, педагогов — организаторов, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня (не реже 2-х раз в год, с составлением аналитических справок и других материалов), задействованных в организации дополнительного образования. Он же осуществляет контроль за выполнением учебно-тематических планов, помощь в реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов (КПК I раз в 5 лет, организация семинаров и участие в них по различным направлениям, подготовка публикаций и т. п.). Принимает активное участие в разработке концепции и программы развития общеобразовательного учреждения, взаимодействие учителей-предметников и руководителей объединений направленных на организацию совместной работы (педагогические мастерские, методические советы, утверждение программ по дополнительному образованию и др.).
Педагог дополнительного образования реализует дополнительные образовательные npограммы, комплектует состав объединения, способствует сохранению контингента обучающихся, обеспечивает обоснованный выбор форм, методов содержания деятельности согласно утвержденной и.
допущенной к использованию в образовательном процессе образовательной программы. Участвует в разработке авторских программ, несет ответственность за качество их реализации (проведение отчетов, итоговых мероприятий и т. д.).
Педагог-организатор организует работу детских клубов, и других любительских объединении, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся. Способствует созданию детских ассоциаций, объединений, организовывает вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально-значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений. Привлекает к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. При желании он может привнести элементы дополнительного образования (содержательные, организационные, методические) в проведении конкретных уроков.
Кроме того, в школе имеется соответствующая материально-техническая база, педагогические кадры, может организовать базе творческие объединения или клубы, где педагогам и детям удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки учебных планов по основным предметам.
Успешное взаимодействие руководителей объединений и педагогов- организаторов с классными руководителями, воспитателями групп продленного дня и учителей предметников позволяют четко скоординировать работу со школьниками, в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований, формированию инициативных групп (активов) и других общешкольных мероприятий.
Понимание важности развития дополнительного образования детей в школе в огромной степени зависит от заинтересованности педагогического коллектива в целом. Их уважительное отношение к руководителям творческих объединений’ по интересам, понимая важности их многообразия, умения найти возможность для технического оснащения системы дополнительного образования детей, материальной и моральной поддержки педагогов дополнительного образования — все это является важным условием создания в школе целостного образовательного процесса, где реальную роль играют основное и дополнительное образование детей.
3. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении.
Развитие системы дополнительного образования в школе зависит от успешного решения ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.
Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе способствовало созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо было проанализировать социокультурную ситуацию, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Учли также, особенности школы, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирования начнется с выделения некого системообразующего элемента. Это могут быть любые творческие объединения или клубы, проводящие многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит комплексный характер. Вокруг таких структур (объединений) легко простроить работу других творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развития дополнительного образования в конкретной общеобразовательной школе. Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образовании детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Данное взаимопроникновение двух сфер обеспечивает:
-целостность образовательной системы школы;
-определенную стабильность и постоянное развитие;
-необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников (в том числе профессиональном самоопределении личности) и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
-активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
-поддержка существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллектива:
-сохранение перспективных педагогических кадров и приглашение новых людей из числа работников спорта, культуры, производства, пауки, общественных организаций) готовых работать с детьми.
Организационная форма работы через сотрудничество с различными учреждениями дополнительного образования детей способствует сближению основного и дополнительного образования. Благодаря деловым и творческим контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, необходимо улучшать содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок. Такое сотрудничество позволяет получать оперативную информацию о возможности включения школьников в различные области дополнительного образования, координировать планы работы, учитывать возможности школы в интересах личности обучающихся.
Кадровые условия — это прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования, учителей и других педагогических работников задействованных в дополнительном образовании. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организованно в рамках продуманной системы и направлено па активизацию творчества педагогов, их самообразования и желание сотрудничества с коллегами руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ, также дает много для профессионального роста. Совместное обсуждение волнующих проблем по воспитательной, методической, социальной работе через творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, учителями — предметниками, классными руководителями и воспитателями ГПД предусматривает создание не только метод объединений, педагогических мастерских, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.
По возможности, следует организовывать прохождения педагогами курсовой подготовки на базе институтов повышения квалификации, проводить семинары на базе учреждений дополнительного образования, стимулировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.).
Успех развития системы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы во многом зависит от умения привлекать «свежие силы», новых людей, из числа работников культуры, спорта, творческих, общественных ветеранских, военно-патриотических организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет интересным ремеслом, и желает передать его секреты детям.
Психологическим условием является создание комфортной обстановки в школе, способствующей творческому и профессиональному расту педагогов занятых в дополнительном образовании детей. Прежде всего, это компетенция руководства школы по пониманию важности развития системы дополнительного образования как части общего образования, учитывать интересы тех, кто включен в эту систему, наравне с интересами других учителей. Недопустимо отношение к руководителям творческих объединений как «второстепенным» членам педагогического коллектива. Администрация школы должна постоянно поддерживай а поощрять тех педагогов, к го ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ. Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов за успешную работу в области дополнительного образования, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Программно-методические условия предусматривают, развитие системы дополнительного образования за счет программно-методического обеспечения системы дополнительного образования и каждого творческого объединения. Цели задачи должны отражать общую стратегию развития.
Основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные аспекты работы. Программы могут быть рассчитаны по срокам реализации от 1 года до нескольких лет, и вестись под руководством квалифицированных педагогов школы и специалистов, методистов учреждений дополнительного образования детей, преподавателей институтов повышения квалификации, научных сотрудников. Реализация образовательных программ по дополнительному образованию детей в условиях общеобразовательной школы с одной стороны должна компенсировать недостатки школьного образования, а с другой — учитывать его достоинства. Поэтому при разработке педагогами своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Развитие дополнительного образования в школе становится эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывая реальные возможности их удовлетворения в конкретном общеобразовательном учреждении, помогают сформировать собственную позицию, стимулирующую его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения (модифицированные, адаптированные, авторские и т. д.) предполагает учет ряда принципов:
-формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
-обращение к тем проблемам, темам и образовательным областям, которые являются значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании:
-развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, физических и нравственных качеств.
Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности:
Для эффективной реализации дополнительных образовательных программ предусматриваются следующие виды деятельности, которые следует включать в содержание соответствующих обязательных образовательных программ:
-организация и проведение смен оздоровительных лагерей (профильных, с дневным пребыванием, труда и отдыха);
-организация и проведение досуговой и внеурочной деятельности детей,. массовых мероприятий с обучающимися, иx родителями и педагогами: конкурсы, конференции, олимпиады, слеты, соревнования, походы, путешествия, экскурсии, концерты, дискотеки и т. д.;
-проведение производственной практики с обучающимися:
-организация и проведение отдыха детей, родителей (законных представителей);
-оказание помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в организации и проведении методической работы с педагогическими работниками.
Возможна реализация дополнительных образовательных программ через дистанционное обучение, реализацию телекоммуникационных проектов для обучающихся и педагогов.
4. Регламентация основных позиций по реализации дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях.
I. Условия организации дополнительного образования в общеобразовательной школе регулируются Уставом учреждения.
2.Работа объединений по дополнительному образованию осуществляется с учетом принципов внеурочной работы: массовости, добровольности и свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности.
3.Деятельность детей во внеурочное время осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет. В работе объединений могут принимать участие совместно с детьми их родители (без включения в основной состав) при наличии условий согласованных с администрацией школы.
4.Информация по впутришкольному охвату детей внеурочными занятиями по дополнительному образованию (приказ Управления образования «О реализации программ дополнительного образования детей» ), в котором указывается перечень видов деятельности, количество объединений и т. п., ежегодно в срок до 01 сентября представляется на согласование в Управлении образования.
5.Учебный план по организации внеурочной работы с детьми (перечень объединений, объем педагогических часов, количество групп и учащихся по классам, годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели, утверждаются образовательным учреждением и согласовываются в Управление образования и органах осуществляющим финансовое обеспечение. Этот план при необходимости может быть откорректирован до 01 октября текущего года но согласованию с Учредителем.
6.В течение учебного года по представлению руководителя в учебный план по объединениям дополнительного образования могут быть внесены изменения, которые оформляются в установленном порядке.
7.Списочный состав объединения формируется исходя из необходимости присутствия на занятиях.
-первого года обучения — не менее!5 человек;
-второго года обучения – не менее 12 человек;
-третьего и последующих — не менее 8 человек.
В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года объединения могут быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединении и других направлений по дополнительному образованию по согласованию с Учредителем или изъяты, как отпавшие расходы.
8.Численный состав объединений, использующих компьютерную технику, должен соответствовать «Гигиеническим требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», санитарным нормам.
9. Допускается зачисление учащихся прошедших успешное собеседование в объединения второго и последующих годов обучения.
10. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка не должна превышать 12 академических часов в неделю.
11.При приёме в физкультурно-спортивиые, спортивно-технические, туристические, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о возможности заниматься данным видом деятельности.
12.Продолжительность одного занятия определяется программой и устанавливается:
-для школьников начальной ступени 1 час ЗО минут;
-для школьников средней и старшей ступени от 1 час 30 минут до 3 часов с перерывами между занятиями.
Занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по звеньям и индивидуально в соответствии с образовательной программой.
Занятия фиксируются в журналах учета работы объединения в системе дополнительного образования.
13.Занятия по возможности проводятся в специально оборудованных помещениях, согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается директором школы и заверяется печатью. Перенос занятий или временное изменение производится только с согласия администрации школы и оформляется документально.
14.В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию с переменным составом.
17.Оплата груда педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, учителей и других специалистов, осуществляющих свою деятельность в области дополнительного образования, осуществляется согласно тарификационному списку.
18. Штатное расписание образовательного учреждения предусматривающее работу специалистов по дополнительному образованию детей, утверждается директором в пределах средств на оплату труда, выделенных Собственником, и внебюджетных источников.