«Методические рекомендации педагогам по разработке и оформлению ДОП Программа дополнительного образования детей включает . »

Методические рекомендации педагогам.
по разработке и оформлению ДОП.
Программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. Титульный лист.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
При оформлении титульного листа образовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97 В одном образовательном учреждении титульные листы образовательных программ желательно оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.
2. Пояснительная записка Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.
Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.
Например:
Введение к образовательной программе «Текстильный дизайн»
Свою историю слово «дизайн» берт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертж, узор, а также «проектировать, конструировать».
В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по организации комфортной для человека предметной среды.
Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою энергетику, сво звучание. Это тот второй план, который необходим человеку.
У. Моррис, английский теоретик современного дизайна, предложил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластических искусств.
Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всм мире официальный статус искусства дизайна, глубоко созвучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высоко держать престиж старинных ремсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.
Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим.
2.1. Направленность образовательной программы Художественная направленность;
Туристско — краеведческая направленность;
Естественно — научная направленность;
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
— новое решение проблем дополнительного образования;
— новые методики преподавания;
— новые педагогические технологии в проведении занятий;
— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Например:
1. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
— на анализе социальных проблем;
— на материалах научных исследований;
— на анализе педагогического опыта;
— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
— на современных требованиях модернизации системы образования;
— на потенциале образовательного учреждения;
— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Например:
1. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.
2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника.
Педагогическая целесообразность подчеркивает важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Например:
1. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
2. Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная образовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе.
Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной.
2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.
Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Варианты формулировок цели.
1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.
2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры.
3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.
4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
5. Формирование общей культуры личности, привитие обучающимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.45 Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.
7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
13. Профилактика асоциального поведения.
14. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
15. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.
Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи— это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Варианты формулировок задач.
Обучающие:
1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.
2. Обучить навыкам танцевального мастерства.
3. Формировать музыкально-ритмические навыки.
4. Научить правильному дыханию.
5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Воспитательные:
1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Развивающие:
1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
3. Развитие артистических способностей.
4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.
2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщн. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Например:
1. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она дат возможность каждому ребнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нм.
2. От существующей типовой программы по радиоспорту настоящая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается структурным построением и параметрами многолетней тренировки спортсменов с учтом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения.
2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
В этом подразделе желательно поместить следующую информацию – например:
1. Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.
2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию – например:
1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения — 72 часа; 2 год обучения — 108 часов;
3 год обучения — 144 часа;4 год обучения — 216 часов.
2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
3. Программа рассчитана на 1 год обучения — 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.
2.7. Формы и режим занятий.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная Групповая Фронтальная.
Могут быть использованы дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
3. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика».
Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
Для образовательных программ по традиционным видам детского творчества Количество часов В неделю В год В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).
Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:
— на комплектование группы первого года обучения;
— на вводное занятие (введение в программу);
— концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
— мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
— итоговое занятие, отчетное мероприятие.
Расчт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).
Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебнотематический план не включаются.
В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.
Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебнотематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету (Приложение, Примеры № 18, 19). Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.
4. Содержание программы Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов – например:
Тема Холодный батик Теория Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент».
Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента».
Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
Пример. Содержание программы второго года обучения (фрагмент образовательной программы «Мир Дымковской игрушки»)
1. Вводное занятие Теория. Путешествие в историю Дымковской игрушки. История создания и современное состояние старинного вятского дымковского промысла, его связь с праздником прихода весны «Свистунья».
Образные системы Дымковской игрушки: животные (сказочные образы), животные, представленные в необычных ситуациях (медведь-музыкант, козл в штанишках и т. д.), люди. Показ иллюстраций и образцов. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с глиной.
Практика. Для повторения пройденного ранее материала, учащимся предлагается самостоятельно выбрать тематику и слепить любую фигурку.
2. Лепка домашних птиц конструктивным способом. Роспись готового изделия Теория. Разнообразие видов птиц, их повадки, форма. Отличительные черты, соотношение частей тела. Выбор изделия. Составление технологической карты.
Практика. Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей.
Сборка деталей с туловищем. Замывка и заглаживание швов. Оформление декора. Роспись Дымковской игрушки: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной игрушке.
Примерный перечень изделий: «Птичий двор» (петух, курица, курица с цыплятами, индюк).
3. Лепка изделий из элементов цилиндрической формы. Роспись готового изделия Теория. Характерные черты изделия, его отличительные особенности от других видов игрушек.
Соотношение отдельных частей изделия, пропорции. Выделение основных частей композиции. Последовательность лепки. Составление технологической карты.
Практика. Выкатывание элементов цилиндрической формы. Выкатывание пластин с помощью скалки и придание им нужной формы. Лепка остальных частей изделия. Сборка изделия. Составление и декорирование композиции. Роспись изделия: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью.
Примерный перечень изделий: колодец, избушка на курьих ножках, мостик и др.
При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
5. Методическое обеспечение образовательной программы.
В данном разделе указывается:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
Виды дидактических материалов Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание примов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
Раздел Формы за- Примы и методы Дидактический Техническое Формы или тема нятий организации материал оснащение подведения итогов програм- образовательного занятий мы процесса (в рамках занятия) Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиапроекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.);
перечень технических, графических, черт жных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
6. Список использованной литературы При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.
список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
— по общей педагогике;
— по методике данного вида деятельности;
— по методике воспитания;
— по общей и возрастной психологии;
— по теории и истории выбранного вида деятельности;
— опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Пример:
Книги Фамилия И.О. Название. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб:
КАРО, 2004. — 368 с.
1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. — 416 с.
2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. — 250 с.
Статьи из сборников Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. — Место, год. — номера страниц.
1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. — Л., 1988. — с.3—14.
2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. — М., 1987. — Вып. 10. — с.99—148.
Статьи из журналов Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. — год. — № журнала. — номера страниц.
1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.
2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003, № 7. — с.61—66.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации и др.
Приложения к образовательной программе.
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
иллюстративный материал по тематике занятий;
словарь специальных терминов с пояснениями;
контрольные вопросы и задания;
конспекты, описание занятий;
готовые изделия, образцы;
памятки для родителей;
методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
сценарии творческих мероприятий и др.;
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово По страницам Красной книги занятие по экологии для обучающихся второго года обучения Составитель: Гошкина О. Н. педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД им. В. Волошиной» Кемерово Цель: формирование представления о структуре Красной книги.Задачи: 1. познакомить обучающихся со страницами Красной книги, с правилами поведения в. »
«Н. В. ЕГОРОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ к учебникам-хрестоматиям:• В.Я. Коровиной (М.: Просвещение);• Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа) ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ 6 класс МОСКВА • «ВАКО» • 2014 УДК 372.882 ББК 74.268.3 Е30 Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – Е30 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-01513-9 В пособии представлены поурочные разработки по литературе для 6 класса к учебникам В.Я. Коровиной. »
«1 Психолого-педагогические проблемы формирования самооценки как составляющей самосознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска. Витушкина Э.В. В последние годы российское общество, а вместе с ним и школа как один из социальных институтов претерпела значительные изменения. Важнейшей чертой современного российского образования является его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только. »
«Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 2 (8) УДК 378 Н. В. Кадиева ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Рассматриваются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров. Несогласованность в образовательном процессе и отсутствие четких требований мешает подготовке специалиста, способного к деятельности в современных условиях, в том числе с учетом требований региональных промышленных предприятий. Автор. »
«ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора педагогических наук, доцента Мартишиной Нина Васильевны на диссертацию Мороз Виктории Викторовны «Аксиологические основания развития креативности студентов университета», представленную на соискание учёной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Актуальность исследования обусловлена особенностями современной социокультурной ситуации, характеризующейся, в том числе, стремительными. »
«УДК 796 СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ФЛОРБОЛА И ЕГО ПРОДВИЖЕНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ А.В. Быков, кандидат педагогических наук, доцент Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз), филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (Северодвинск) Россия Аннотация. В статье представлены статистические данные по клюшкам торговых марок, которыми играют флорболисты на чемпионатах мира по флорболу. Выявлено, что наиболее популярными брендами. »
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Новосибирский государственный педагогический университет Теоретический и научно-методический журнал «География в школе» III Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ 29-31 октября 2014 г. Санкт-Петербург УДК 911.5 Печатается по решению. »
«ГБОУ СПО «Кудымкарский педагогический колледж» Информационный вестник органа студенческого самоуправления Ответственные за выпуск 301 группа Декабрь, 2012 г Зимний СтуДень ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ МЕСЯЦА 25-26 октября 2012 г. состоялся V межрегиональный конкурс студентов педагогических колледжей и училищ Приволжского федерального округа «Учитель, которого ждут». В конкурсе участвовали студенты из Башкортостана, Оренбургской области. Поздравляем наших победителей! ХозяшеваЕкатерина—1место в. »
«ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ кафедра естественного образования Конструирование учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов образования. ( УМК для слушателей повышения квалификации ) Авторы-составители: Борзова З.В., зав. каф. ЕО ДИПКПК Гайдарова М.Г., методист каф. ЕО ДИПКПК Махачкала 2014 Материал УМК заслушан и утвержден на заседании кафедры естественного образования ДИПКПК »2 октября 2014 г.», протокол №2. Цель занятия: создать. »
«Городское бюджетное образовательное учреждение Школа №1861 «Загорье» Дошкольное отделение №4 «Особенности организации экологического образования в детском саду» Консультация для педагогов ДОУ Воспитатель: Долгополова Е.А. Первая квалификационная категория Москва 2015 г. Цель: продолжать повышать экологическую культуру педагогов; расширить их знания о экологических центрах в группе. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать интерес к данной проблеме. Слайд 11 Природа – это единственная книга. »
«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ © Гупка-Макогин Н.И. Тернопольский национальный педагогический университет им. В. Гнатюка, Украина, г. Тернополь В статье рассматривается вопрос повышения мотивации будущих специалистов международной экономики к овладению английским языком, а также умениями англоязычного профессионально ориентированного аудирования. Представлены результаты анкетирования. »
« Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» «Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды» «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова» Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Летние каникулы Сборник исследовательских работ международной конференции школьников Чебоксары 2014 УДК 371 ББК 74.200.58 Л52. »
«Theory and technique of physical training, sports training. 27 Publishing House ANALITIKA RODIS ( analitikarodis@yandex.ru ) http://publishing-vak.ru/ УДК 796.077.4 Компоненты педагогической технологии оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе Борисова Вера Валерьевна Кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 300026, г. Тула, пр-т Ленина, 125; e-mail: borisovav5@rambler.ru Аннотация В статье с позиций. »
«А.В.Федоров, И.В.Челышева, А.А.Новикова и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В.Федорова) Монография _ Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В.Федорова). Монография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. 212 c. В монографии рассматривается медиаобразовательная тематика научной школы под руководством профессора, доктора педагогических наук, президента. »
«ПАНОВА Маргарита Владимировна ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ ВЕНГРИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ Специальность 25.00.24 – экономическая, социальная, политическая и рекреационная география ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата географических наук Научный руководитель: д. г. н, профессор В. Л. МАРТЫНОВ Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..4 Глава I. Пространственная. »