Лекция 1. Роль высшего образования в современную эпоху.

1. Сущность высшего образования и ее функции. 2. Кризис современного высшего образования. 3. Основные направления развития высшего образования в Украине.
– Фундаментализации высшего образования – Гуманизация педагогического процесса – Гуманитаризация высшего образования – Междисциплинарный подход.
4. Философия образования.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / РАН, Ин-тут теории образов. и пед. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
Левченко Т.І. Розвиток освіти та особистості в різних педагогічних системах: Моногр. – Вінниця: Нова книга, 2002. – 512 с.
Марушкевич А.А. Педагогіка вищої школи: ТЕОРІЯ ВИХОВАННЯ (Цикл лекцій) Навчальний посібник Київ. – 2005.
На пути к «Повестке дня на XXI век» в области высшего образования : Проблемы и задачи грядущего XXI века в свете региональных конференции: Раб. док. // ЮНЕСКО Всемирная конф. по высш. образованию (Париж, 5-9 окт.). – Париж–ЮНЕСК.О. 1998. – 19 с.
Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С.И. Самыгин. – Сер. «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с.
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
Педагогика: XXI век / Луган. Гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. Отв. ред.: В. С. Курило, С. Я. Харченко, Г. А. Петровская. – Луганск: Знание, 2002. – 182 с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
Под высшим образованием понимают «. уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации».
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Образование, особенно высшее, рассматривается как основной ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
В середине 60-х гг. передовые страны пришли к выводу, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, между ними обнаруживается глубокое противоречие.
Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие все больше определяется уровнем культуры и мудрости человека.
Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. «Ныне общепризнано, – говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж , 1991) , – что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии».
Основополагающей миссией высшего образования, отмечается в документах Всемирной конференции по проблемам высшего образования (5 – 9 октября 1998 г., Париж), является служение человеку и обществу. Учитывая это, можно сказать, что основная цель образования заключается в том, чтобы средствами различных форм и методов обучения и воспитания подготовить студентов к активному участию в социальной жизни; создать условия для развития личности, способной не только практически оценивать ситуацию и адаптироваться к социальным изменениям, но и оригинально мыслить, генерировать и реализовать идеи, продуцировать собственные, намечать пути позитивных преобразований, проявлять инициативу и творчество. Основными функциями высшего образования являются гуманистическая, аксиологическая, социокультурная, социально-адаптивная, социально-мобильная, инновационная, соцально-интегративная, прогностическая. Высшее образование способствует развитию, самореализации (гуманистическая функция); является ценностью мировой и национальной культур (аксиологическая функция); помогает человеку овладеть культурой своего народа на основе учета связей с национальными культурами других народов и мировой культуры в целом (социокультурная функция); способствует адаптации человека к динамичного социума, а также к профессиональной деятельности (социально-адаптивная функция); изменяет статусно-ролевые формы взаимодействия людей (социально-мобильная функция); обновляет арсенал знаний и способов деятельности человека, формирует базис ее научно-исследовательской деятельности (инновационная функция); втягивает людей в интегративную образовательно-научно-производственную деятельность, предоставляет опыт интеграции учебных, научных, практических знаний и умений, открывает значительные потенциальные возможности этого процесса (соцально-интегративная функция); раскрывает сущность будущей профессии, стабилизирует потребность человека в ее получении, способствует проявлению перспективы профессионального развития и личностного роста человека (прогностическая функция).
Но вместе с тем, сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции – формировать созидательные силы общества. В 1968 г. американский ученый и деятель образования Ф. Г. Кумбс, пожалуй, впервые дал анализ нерешенных проблем образования «в Зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах – развитых, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас».
Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы в учащихся способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. В нашей стране кризис образования имеет двойную природу:
1. Она является проявлением глобального кризиса образования.
2. Она происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.
Положительные «наработки» отечественной высшей школы:
• она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;
• по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;
• отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;
• традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.
Недостатки отечественного высшего образования:
• в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не «выпускаются» на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;
• бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность;
• чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;
• усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека;
• тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;
• вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;
• изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий, с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии;
• экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.
Трудности, по мнению В. Андрущенко, Т. Левченко и других ученых, обусловлены недостаточным уровнем социального внимания к образованию; его низким финансированием; слабой социальной защитой участников учебно-воспитательного процесса; неудовлетворением базовых потребностей молодежи в нормальных материальных условиях жизни, в образовании, самоутверждении; медленным развитием социально-профессиональной ориентации; ориентацией на узкопрофессиональные знания. В последние годы произошли определенные положительные сдвиги в деле совершенствования национальной системы образования, в том числе высшего. Результативным был процесс упорядочения сети высших учебных заведений на центральном и региональном уровнях управления. Как отмечают ученые , выполнена значительная часть программы оптимизации сети высших учебных заведений І — II уровней аккредитации, ликвидированы мелкие и бесперспективные техникумы, училища, укрупненные однопрофильные учебные заведения, некоторые из них стали структурными подразделениями учреждений высших уровней аккредитации — институтов, академий, университетов.
В государственном секторе возросло количество высших заведений образования III — IV уровней аккредитации: за 1995-1998 гг. рост составил 22 %, а в течение 1998-1999 гг. к ним добавились еще десять. За этот период более чем на треть расширился студенческий контингент университетов, академий и институтов. Сегодня в высших учебных заведениях обучается свыше 1 млн. студентов. Научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики». Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования с обществом. «Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др. даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.
Направления развития предполагаемой парадигмы образования:
1. Гуманизм, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.
Гуманизация деятельности профессионалов предусматривает:
• во-первых, пересмотр содержания понятия фундаментализации образования, вкладывая в него новый смысл и включая в основную базу знаний науки о человеке и обществе;
• во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Известный психолог В. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: «Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства». Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вузов. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это так называемая «внешняя гуманитаризация «.
Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Как показывают два прошедших десятилетия, главными чертами постиндустриального развития мирового сообщества и нового технологического способа производства являются:
• гуманизация техники, проявляющаяся как в структуре, так и в характере ее применения; увеличивается производство техники, удовлетворяющей потребностям человека, труду придается более творческий характер;
• повышение наукоемкости производства, приоритет высокотехнологичных, использующих достижения фундаментальной науки технических систем;
• миниатюризация техники, деконцентрация производства, запрограммированного на быструю реакцию в связи с меняющимися технологиями и спросом на продукцию;
• экологизация производства, жесткие экологические стандарты, использование безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование природного сырья и замена его синтетическим;
• одновременная локализация и интернационализация производства на основе локальных технических систем, обмена готовой продукцией; усиление интеграционных связей между регионами и странами, ориентированных на удовлетворение спроса, что в свою очередь увеличивает подвижность населения и возможности работы специалистов в различных регионах и странах.
Все это вместе взятое диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фундаментальной компоненты, увеличивается удельный вес процессов фундаментализации и гуманизации высшего профессионального образования, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен. Главную задачу высшей школы уже невозможно выполнить без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству.
1. Результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации.
2. Все шире вовлекаются в производство, что когда-то считались очень далекими от практики достижения таких областей знаний, как релятивистская физика, квантовая механика, биология, лазерная и плазменная физика, физика элементарных частиц и т.д.
3. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах.
4. Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого инженерного мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики.
Поэтому в современном техническом вузе уже с первого курса должно культивироваться стремление студентов к глубокому освоению фундаментальных знаний.
Исходные теоретические положения фундаментализации образования:
1. Идея единства мира, проявляющаяся в общем взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного. Единство мира проявляется в единстве культурной, научной и практической сфер цивилизации и как следствие в органических связях естественнонаучных, гуманитарных, технических наук. Эти связи неизбежно должны быть отражены в моделях специалистов, учебных планах, программах, учебниках и организации учебного процесса.
2. Фундаментальные науки — это естественные науки (т. е. науки о природе во всех ее проявлениях) — физика, химия, биология, науки о космосе, земле, человеке и т.д., а также математика, информатика и философия, без которых невозможно глубокое осмысление знаний о природе. В учебном процессе каждой фундаментальной науке соответствует своя дисциплина, которая называется фундаментальной.
3. Фундаментальные знания — это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах). Фундаментализация высшего образования — системное и всеобъемлющее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.
В процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации.
5. Фундаментализация высшего образования предполагает его постоянное обогащение достижениями фундаментальных наук. Тот факт, что прикладные науки возникают и развиваются на основе постоянного использования фундаментальных законов природы, делает общепрофессиональные и специальные дисциплины также носителями фундаментальных знаний. Следовательно, в процесс фундаментализации высшего образования должны быть вовлечены наряду с естественными общепрофессиональные и специальные дисциплины.
Такой подход обеспечит фундаментализацию обучения студента на всех этапах от первого до пятого курсов.
Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.
Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования. Основные положения концепции гуманизации и гуманитаризации:
• комплексный подход к проблемам гуманизации образования, который предполагает поворот к целостному человеку и к целостному человеческому бытию;
• гуманные технологии обучения и воспитания учащихся;
• обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники, техники и экологии, технологии и живых организмов, технологии и общества, и т.д.);
• междисциплинарность в образовании; • функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗЕ как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего;
• преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.
Критерии гуманизации образования:
1. Овладение общечеловеческими ценностями и способами деятельности, содержащимися в гуманитарном знании и культуре.
2. Обязательное наличие углубленной языковой подготовки, при этом лингвистический модуль становится составной частью всего комплекса гуманитаризации.
3. Гуманитарные дисциплины в общем объеме изучаемых дисциплин должны составлять не менее 15-20 % для негуманитарных учебных заведений и процент их должен увеличиваться.
4. Устранение междисциплинарных разрывов как по вертикали, так и по горизонтали.
Основной направленностью в организации учебного процесса в университетах должна быть междисциплинарность в обучении, основу которой составляет междисциплинарная природа современного знания. Здесь преобладают два направления:
1) интенсивный ввод в сугубо технические вузы дисциплин гуманитарного цикла;
2) обогащение гуманитарных специальностей и дисциплин основами технического и естественнонаучного знания и наоборот.
Этот путь обучения через междисциплинарный подход способствует формированию у студентов глобализации и нестандартности мышления, способности решать комплексные проблемы, возникающие на стыке различных областей, видеть взаимосвязь фундаментальных исследований, технологий и потребностей производства и общества, уметь оценить эффективность того или иного новшества, организовывать его практическую реализацию.
Позитивные преобразования, происходящие в высшем образовании нашей страны, не должны ограничиваться количественными и качественными изменениями в сети учреждений образования или контингенте студентов. Должны измениться установки относительно образования, в частности по следующим направлениям:
· от дегуманизации к гуманистически-личностной направленности образования;
· от знаний к их личностной значимости;
· от пассивного усвоения информации, предоставляемой, к ее активного продуцирования;
· от познавательно-информативного подхода к социально-культурной;
· от авторитарной педагогики к педагогике равноправного партнерства;
· от тотальной унификации и стандартизации учебного процесса к его гибкого моделирования с учетом индивидуальности субъекта обучения;
· от дезинтеграции к интеграции в мировое образовательное пространство.
К сожалению, эти процессы не достигли еще того уровня, при котором они бы существенно влияли на ситуацию в целом. Поэтому изменения, которые происходят, полностью не решают проблемы выхода из кризиса.
Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования с обществом. «Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др. даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к условиям жизни, которые меняются.
Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Какие же направления развития предполагаемой парадигмы образования? Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, установленная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.
В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокое значение, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Значение в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:
• во-первых, пересмотреть значение понятия «фундаментализации образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России это далеко не простая проблема;
• во-вторых, формирование системного мышления, единое видение мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встречного движения и сближения сторон.
Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства.
Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.