Концепция разработки Федеральных государственных образовательных стандартов 4 поколения Состояние стандартизации высшего образования.

Главная > Документ.
разработки Федеральных государственных образовательных стандартов 4 поколения.
Состояние стандартизации высшего образования.
Пришедшие на смену Государственным образовательным стандартам 2 поколения (ГОС 2) Федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения (ФГОС 3) введены в действие с 1 сентября 2011 года. Главной отличительнойособенностью ФГОС 3 был фактический отказ от описания требований кминимуму содержания образовательных программ, как набору обязательных учебных дисциплин и дидактических единиц их составляющих, в пользу требований к результатамосвоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников. Структура программ, установленная ФГОС 3, включала учебныециклы с указанием планируемых результатов обучения и разделы с установленной трудоемкостью освоения, выраженной в зачетных единицах. Вместо использовавшихся в ГОС 2 федерального, регионального и вузовского компонентов образовательной программы в ФГОС в каждом цикле выделены базовая и вариативная части. Результаты освоения вариативной части образовательных программ, согласно ФГОС 3, определялись вузом самостоятельно.
Введение в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 обусловило необходимость внесения изменений в действующие ФГОС 3 и разработку новой редакции стандартов, так называемых, ФГОС 3+.
Во ФГОС 3+ сохранен акцент на компетентностную форму представления результатов освоения программ, расширены права образовательных организаций в формировании структуры образовательных программ. Сделан определенный шаг по систематизации, укрупнению и унификации компетенций выпускников (общекультурных и общепрофессиональных) по областям образования. Требования ФГОС 3+ к структуре образовательных программ носят исключительно рамочный характер и включают три крупных блока: Дисциплины (модули), Практики и Государственная итоговая аттестация. В блоке Дисциплины (модули) выделены базовая и вариативная части с указанием интервала трудоемкости для их освоения. При этом дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы и являющиеся обязательными вне зависимости от ее направленности, определяются образовательной организацией самостоятельно.
В целях повышения государственной гарантии уровня и качества образования в ФГОС 3+ были детализированы требования к условиям реализации образовательных программ, включая требования к кадровому, учебно-методическому, финансовому обеспечению, научным публикациям, учебным площадям и т.п.
В настоящее время в формате ФГОС 3+ подготовлен 691 стандарт по направлениям и специальностям бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации.
В соответствии с утвержденными Перечнями они разделены на 57 укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (далее укрупненные группы),которые, в свою очередь, объединены в 9 широких областей образования.
Основой объединения тех или иных направлений подготовки в одну укрупненную группу послужило наличие у них общего «предметного» (содержательного) ядра, сходные условия реализации образовательных программ (материально-технические, финансовые и др.).
Замена бывших в старом Перечне 29укрупненных групп на 57 позволила не только сблизить российскую и международную классификацию направлений, но и разделить некоторые проблемные укрупненные группы, сделав объединение направлений более логичным. Была решена также задача на первом этапе реформы сохранить все действующие направления и основные образовательные программы.
По всем направлениям подготовки бакалавриата выполнено разделение образовательных программ на программы прикладного бакалавриата и программы академического бакалавриата . Определяющим признаком отнесения образовательной программы к тому или иному типу является выбранный разработчиками программы основной вид профессиональной деятельности выпускников. Стандарты предоставляют существенную свободу образовательным организациям в формировании структуры и содержания образовательных программ.
Слабые стороны и недостатки.
Поскольку ФГОС 3+ изначально вводился в формате изменения действующих стандартов (ФГОС 3), то по ряду позиций новая редакция стандарта сохранила присущие предыдущей версии недостатки:
«привязка» стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество ;
сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы (компетенций выпускников), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76;
слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ (компетенций) и их преемственность на разных образовательных уровнях;
связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна;
описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности.
Раздел ФГОС, посвященный оценке качества освоения образовательных программ, носит слишком общий, абстрактный характер.
Стандарты, отнесенные к направлениям, ограничивают возможности создания междисциплинарных образовательных программ.
Принципы разработки ФГОС 4.
Переход к новому поколению стандартов должен исправить отмеченные недостатки предыдущих поколений стандартов, сохранив вместе с тем складывающуюся систему стандартизации высшего образования в части компетентностной формулировки результатов освоения программ, рамочного характера стандарта, расширения свободы действий образовательной организации, требований к обеспечению качества и ряде других положений.
Стандарты, как обязательные государственные требования к определенным уровням и специальностям, направлениям подготовки высшего образования, должны разрабатываться в соответствии с нормами образовательного законодательства и быть оптимально согласованы с другими нормативными правовыми документами Российской Федерации, Постановлений Правительства, приказов Минобрнауки. В соответствии с законодательством к нормативным правовым документам такого уровня отнесены положения о практике, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, порядок и форма проведения государственной итоговой аттестации и др.
Стандарты должны разрабатываться по укрупненным группам и сразу по всем уровням высшего образования с учетом требований к результатам образования каждого из них, на основе Уровня квалификаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Европейской рамки квалификаций и Европейской рамкой квалификаций высшего образования (Дублинские дескрипторы). Стандарты, соответствующие различным уровням одной укрупненной группы, объединяются в линейку стандартов по данной группе. Возможно включение в линейку стандартов среднего профессионального образования для обеспечения единого пространства профессионального образования.
Стандарты нового поколения будут разработаны на укрупненные группы, которые можно рассматривать как направления подготовки, и будут определять требования к образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации. Таким образом, в случае соблюдения принципа непрерывности, будет разработано 57 линеек стандартов ФГОС 4.
Стандартом будут заданы общие для каждого образовательного уровня универсальные компетенции и общие для данной укрупненной группы общепрофессиональные компетенции.
В стандарте не содержится перечисление видов и задач профессиональной деятельности выпускников. Эти сведения формулируются разработчиками образовательных программ на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ.
Выбранный разработчиками образовательной программы вид (виды) и задачи профессиональной деятельности выпускников будут определять отнесение образовательной программы к академическому или прикладному типу (при необходимости).
При успешном завершении образовательной программы (прохождении итоговой государственной аттестации, итоговой аттестации) выпускнику выдается диплом, подтверждающий получение соответствующего уровня высшего образования и квалификации отнесенной к соответствующей УГСН. Например, квалификация «бакалавр в области математики и естественных наук», тип образовательной программы: «академическая» или «бакалавр химической технологии», тип образовательной программы: «практико-ориентированная» (прикладная).
Предлагаемая структура ФГОС 4 (с учетом обязательных частей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»):
Область применения стандарта . В разделе указывается образовательный уровень и укрупненная группа направлений, к которым относится стандарт.
Концепция (основные цели) программ, реализуемых на разных уровнях высшего образования в данной укрупненной группе . В разделе содержатся требования к краткому описанию целей и задач образовательной программы, особенностям ее реализации, условиям приема и т.п.
Требования к результатам освоения программ . Приводится обобщенный перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций.
Требования к структуре программ . Требования к структуре программ должны сохранить рамочный характер. Введенные в ФГОС3+ «вилки» должны быть заменены нижним порогом «не менее…»., либо процентным соотношением трудоемкостей отдельных блоков программы. Процентное соотношение дает возможность вводить, в случае необходимости, иные общие трудоемкости освоения программ высшего образования.
Требования к условиям реализации программ. Требования к условиям реализации на данном этапе разработки соответствуют включенным в ФГОС 3+, но являются обобщающими для укрупнённой группы.
Требования к обеспечению качества освоения программ. Раздел должен содержать требования к технологиям и инструментарию оценивания успешности достижения заданных результатов обучения, внутренним и внешним процедурам обеспечения качества образования.