Изменение парадигмы высшего образования;

СНГ в европейском образовательном пространстве.
Язык.
При рассмотрении проблемы множественности языков, на которых ведется преподавание в высшей школе в Европе, по-видимому, следует различать язык как явление культуры и язык как средство коммуникации. В первом качестве каждый существующий язык представляет собой абсолютную ценность и должен сохраняться и развиваться как часть культурного разнообразия континента. Во втором качестве, как и в экономике, — чем меньше посредников, тем лучше, эффективнее идет процесс взаимодействия. В современной Европе английский язык, согласно сложившейся практике, является основным языком межнационального общения — это факт общепризнанный. Это, видимо, следует учитывать при выборе языка заполнения Приложения к диплому. Повышение эффективности изучения иностранных языков, причем не только в высшей, но и в средней школе, представляется поэтому одним из важных направлений развития международного сотрудничества высших учебных заведений.
Когда мы говорим о вхождении России в Болонский процесс, не нужно забывать о том, что она входит также в Содружество независимых государств, является частью так называемого постсоветского пространства, на котором идут весьма сложные процессы в области высшего образования.
На совещании министров образования СНГ весной 2003 г. все участники выразили желание войти в зону Болонского процесса. Однако не все могут на это претендовать по географическому признаку. Россия могла бы представлять интересы таких стран, вовлекая их в орбиту европейского образовательного пространства, в формируемые здесь представления о качестве образования, способах его обеспечения и проверки. Это соответствовало бы принципам Берлинского коммюнике, где сказано, что европейское образовательное пространство открыто и для иных регионов.
В последние годы мы видим, как на наших глазах кардинально меняется парадигма европейского высшего образования. От обучения в формате «teaching» мы переходим к формату «learning». Теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности. Смириться с этой новой реальностью нелегко, ясно, что она содержит немало изъянов, вызывает иногда упорное сопротивление. Многие пытаются понимать образование как услугу. Между тем из трех фаз — преподавание, усвоение и предъявление результатов обучения — только первая и последняя происходят в форме контактов разных людей, а потому теоретически могут рассматриваться как услуга (рыночная или нет — это отдельный вопрос). Основная — вторая фаза — даже теоретически услугой не является. Это раньше других поняли представители высшей школы стран с развитой рыночной экономикой. Недавно было заявлено о необходимости нераспространения на образование обычных норм, принятых во Всемирной торговой организации (ВТО) для урегулирования конкурентных условий в мировом масштабе.

Изменение парадигмы высшего образования.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ.
В последние годы мы видим, как на наших глазах кардинально меняется парадигма европейского высшего образования. От обучения в формате «teaching» мы переходим к формату «learning». Теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности. Смириться с этой новой реальностью нелегко, ясно, что она содержит немало изъянов, вызывает иногда упорное сопротивление. Многие пытаются понимать образование как услугу. Между тем из трех фаз — преподавание, усвоение и предъявление результатов обучения — только первая и последняя происходят в форме контактов разных людей, а потому теоретически могут рассматриваться как услуга (рыночная или нет — это отдельный вопрос). Основная — вторая фаза — даже теоретически услугой не является. Это раньше других поняли представители высшей школы стран с развитой рыночной экономикой. Недавно было заявлено о необходимости нераспространения на образование обычных норм, принятых во Всемирной торговой организации (ВТО) для урегулирования конкурентных условий в мировом масштабе.