Интеграция школьного и дополнительного образования.

Автор: педагог дополнительного образования, канд. техн. наук, член.-кор. АИО РФ Жеребов Валерий Юрьевич.
МБУ ДО «Станция юных техников» с. Иглино, Иглинского района Респ. Башкортостан.
Интеграция школьного и дополнительного образования – кузница талантов России.
Статья о лучшей предметно-развивающей среде для формирования талантов в России – интеграции школьного и дошкольного образования, разрешении возникающих противоречий. Материал может быть полезен учителям школ, школьникам, родителям, педагогам дополнительного образования.
Файл: Статья.
Интеграция школьного и дополнительного образования – кузница талантов России.
Статья о лучшей предметно-развивающей среде для формирования талантов в России – интеграции школьного и дошкольного образования, разрешении возникающих противоречий. Материал может быть полезен учителям школ, школьникам, родителям, педагогам дополнительного образования.
Актуальность темы. В настоящее время наша жизнь до краев наполнена высокими технологиями, инновационными разработками и их компонентами. Их развитие поддерживается буквально на всех уровнях. Изменившиеся в последние годы социальные и экономические условия в стране вызывают потребность в деятельных, инициативных, творческих личностях, способных реагировать на изменение ситуации, осуществлять выбор, принимать решения, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Поэтому проблема развития творческой активности школьников как залог их успешности является чрезвычайно актуальной. Задача современной школьной реформы – обновление системы общего среднего образования приводит к необходимости по новому взглянуть на место и роль в современной школе дополнительного образования детей. Этот вид образования сегодня может стать неотъемлемой составной частою процесса обучения школьников.
Современная школа стоит перед необходимостью кардинальных преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения. Создание условий для развития творческой активности школьников, способствующих их жизненному и профессиональному самоопределению, важное направление деятельности системы дополнительного образования школьников.
В известной степени, учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому Министерство образования РФ, его научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения внешкольного воспитания и обучения, как составная часть системы образования республики, дополняющие структуру образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения с взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Дети, подростки, вся учащаяся молодежь воспитывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т.е. в социуме, социальном окружении. И в данном процессе неоценимую роль должны сыграть разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию их работы.
Целью данной работы является довести до каждого учителя, руководства школ, отделов образования , педагогов дополнительного образования важность и значимость интеграции школьного и дополнительного образования на современном этапе школьной реформы.
К сожалению, из личного опыта общения с руководством ряда школ, всплывает достаточно часто (чуть ли не в подавляющем большинстве случаев), недопонимание важности и значимости этой интеграции. При этом, обычно, никто не против дополнительных, внеурочных занятий, но только в рамках и силами самой школы и только для учащихся этой школы. Попробуем решить ряд задач, для устранения возникших противоречий и недопонимания глубины предлагаемой интеграции.
Педагоги дополнительного образования, это, чаще всего, специалисты в преподаваемых областях:
• ведущие спортивные секции – это выдающиеся спортсмены именно в области конкретной секции; • ведущие музыкальных кружков и школ – обычно музыканты с музыкальным образованием; • ведущие танцевальных кружков – реальные танцоры с большим опытом; • ведущие художественных кружков и школ – художники; • ведущие театральных студий – выпускники соответствующих учреждений; • ведущие технических кружков – бывшие или действующие инженеры и техники и так далее. Разве сможет, например, учитель литературы конкурировать с реальным ведущим театральной студии?
Однако, следует отметить, что например, кружки по профильным дисциплинам в школе, таким как физика, математика, химия и т.п. возможно все же лучше вести самим школьным учителям этих предметов. Они лучше знают проблемы своих учеников и лучше представляют как их, возможно, попробовать разрешить. В тоже время, к сожалению, известны случаи, когда учителя иногда сознательно занижают оценки учащимся, нежелающим посещать их кружки. И еще, такие кружки часто носят характер «повторения пройденного», для «двоечников», безо всякого «развития творческих способностей», т.е. это не совсем дополнительное образование в современном понимании.
Таким образом, какие и где лучше посещать внеклассные, дополнительные занятия лучше в каждом конкретном случае решать самим учащимся, родителям, прислушиваясь к мнению учителей. Возможно посещение и нескольких разных учреждений дополнительного образования.
Несмотря на то, что дополнительное образование детей в России имеет глубокие корни внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности, сам термин «дополнительное образование детей» появился сравнительно недавно, в 1992 году. Вобрав все лучшие черты предыдущего педагогического опыта, систему дополнительного образования детей в России на сегодняшний день можно рассматривать как особое образовательное пространство, позволяющее создавать условия для полноценного развития личности, включая организацию отдыха и досуга. Одной из задач современного образования становится обеспечение условий для творческого развития подрастающего поколения, их раннего самоопределения и последующей самореализации. Важным становится разработка вариативных развивающих и образовательных программ, призванных поддержать желание наших детей заниматься творческой деятельностью. Это во многом связано с социальным заказом и требованиями ФГОС нового поколения. Школа, ориентированная на углубленное изучение предметов, согласно общеизвестным образовательным стандартам, развивает определенные компетенции учеников, но не может в полной мере предоставить им возможность для творческого самовыражения, для раскрытия и развития своего творческого потенциала и широкого его применения на практике. Именно система дополнительного образования детей может помочь реализовать поставленную задачу.
Наилучшие условия для углубленного, творческого развития могут быть созданы во внешкольных учреждениях, поскольку они полностью свободны от жестко регламентируемых обязательных учебных программ. Дополнительное образование позволяет выстроить единое культурно-образовательное пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием.
Занимаясь во внешкольных учреждениях, оригинально сочетающих коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха и смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и способности к самостоятельности, в программировании и организации будущего самообучения.
Школа и внешкольное учреждение — союзники в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Целью в этом случае становится создание общей развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.
Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся:
• в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей; • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы; • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога; • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ; • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку); • в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний.
В качестве подведения итогов можно отметить следующее.
Учреждения дополнительного образования (УДО), это отдельные, межшкольные учреждения.
Что же делать на сегодняшний день в школе, дома, отделах образования для вовлечения школьников в интегрированную среду школьного и дополнительного образования? По моему мнению, хотя бы следующее. Способствовать выявлению доступных школьникам учреждений дополнительного образования (УДО) с занятиями, углубляющими профильные занятия в школе.
Помочь школьникам сориентироваться, в каких УДО, по мнению профильных учителей, наиболее «качественные» занятия (например, интересуясь мнениями учащихся в УДО, может быть даже, организуя соответствующие классные часы).
В случае достаточно большого количества желающих в школе заниматься в тех или иных кружках, секциях УДО, организовывать, привлекать, соответствующие подразделения УДО прямо к себе в школу.
Организовывать встречи педагогов УДО с учащимися и родителями школьников, особенно не посещающих УДО.
По возможности, помочь педагогам УДО разобраться с школьными проблемами в образовании, помочь, посоветовать, организовать какие-то новые кружки, секции и т.п.
Педагогам УДО больше интересоваться проблемами учащихся в школе, постараться помочь в их решении.
И тогда интеграция школьного и дополнительного образования может стать реальной кузницей талантов России.
Используемая литература.
1.Кизим С.Ю. Развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. ГОУ ВПО «Шуйский ГПУ», Нижний Новгород, 2010 г. 2.Амелюшкина С.М. Педагогические условия развития творческого потенциала младшего школьника в учреждении дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. ФГОУ ДПО АПК и ППРО, Москва, 2011г. 3.Ратнюк А.В. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждений дополнительного образования. МО Респ. Беларусь УО Мозырский ГПУ, Мозырь, 2013 г.