Художественная (художественно-эстетическая) направленность.

Специфика содержания образовательных программ художественной направленности обусловлена их внутренней подвижностью, связанной с личностной ориентацией, характером творческих способностей детей, выбравших тот или иной вид искусства.
В. А. Березина определила содержание этой направленности как «передачу духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями». О. Е. Лебедев замечает, что все программы в рамках данной направленности носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Традиционными направлениями программ дополнительного образования детей в области художественного творчества являются музыкальное развитие, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, искусство танца, театральное искусство, литературное творчество и т. д.
Программы музыкального развития обеспечивают развитие музыкальных способностей, способности к сопереживанию; освоение музыки и знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений и др.
Программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству обеспечивают развитие художественно-творческих способностей обучающихся, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве; овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности и др.
Программы по искусству танца обеспечивают развитие творческих способностей обучающихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности; овладение умениями и навыками хореографии, развитие пластической выразительности, физической активности; воспитание устойчивого интереса к танцевальному искусству своего народа и других народов мира и т. д.
Программы по театральному искусству обеспечивают: развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Они органично соединяют познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе. Как правило, эти программы обеспечивают готовность учащихся к представлению театрального спектакля в качестве исполнителей, выпускающих работников сцены.
Программы по литературному творчеству обеспечивают: воспитание человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных; любовь к художественному слову, языку; овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушании произведения, создании художественных образов, критической оценке литературного произведения.
Анализ практики дополнительного образования художественной направленности позволил обобщить ее основные цели:
— развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; — воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; — освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры; — овладение практическими умениями и навыками художественнотворческой деятельности; — формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Программы по различным видам художественного творчества реализуются как самостоятельно, так и в комплексе, дополняя друг друга.