Государственный заказ на дополнительное образование детей через призму актуальной нормативно-правовой базы.

Система дополнительного образования детей занимает важное место в системе непрерывного образования РФ. Такое положение обязывает образовательные учреждения дополнительного образования детей (УДОД) отвечать требованиям всех заинтересованных субъектов образования, а для системы дополнительного образования детей — это заказ самих детей и их родителей, а также заказ различных общественных институтов: органов власти, различных организаций, учреждений и предприятий [1] .
Одним из показателей эффективности деятельности всех современных образовательных учреждений является степень удовлетворения социального заказа на образование. Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов.
Существуют различные взгляды на понимание государственного и социального заказов. Один из них рассматривает государственный заказ и социальный заказ как два самостоятельных явления. Государственный заказ представляет собой задание на производство определенных услуг, исходящее от государства и адресованное экономическим субъектам хозяйствования. Социальный заказ — это запрос (или задание), исходящий от тех, кто, наряду с государством, предоставляет ресурсы сфере образования, то есть родителей, общественных организаций, работодателей и т. д. [2] Существует и другое мнение, согласно которому государственный и социальный заказ разделять нецелесообразно: поскольку одним из основных социальных институтов любого современного общества является государство, государственный заказ можно считать частью социального заказа. И наконец, третье мнение, основывается на принципе дополнительности, согласно которому можно считать, что социальный заказ может касаться практически всех аспектов образования — от целей, содержания и форм до результатов организации. При этом ожидания различных социальных групп могут касаться различных уровней и аспектов системы образования [3] .
Особенностью системы дополнительного образования детей является то обстоятельство, что она включает УДОД, дополнительное образование детей в школе, дошкольных учреждениях, начальное профессиональное образование. Получается, что, с одной стороны, деятельность УДОД не регламентируется никакими стандартами, с другой — она должна подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, начального школьного, общего, начального профессионального образования, касающимся этого типа образования, поскольку оно дополняет все другие типы образования [4] .
Можно определить три основных направления государственного заказа системе дополнительного образования детей:
[1] Золотарева А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — 327 с. [2] Агафонова Н. Н., Брехач Р. А., Жадаев Д. Н. Содержание общественного заказасистеме образования: материалы социологического исследования. — Пермь: Изд-воПГПУ, 2009. — 114 с. [3] Швецова Г. Н. Социальная адаптация воспитанников учреждений государственной поддержки: автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов н/Д., 2007. — 27 с. [4] Золотарева А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие.