Государственные, отраслевые стандарты образования и стандарты ВУЗ.

Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение новую редакцию закона Украины «О высшем образовании». Законопроект подготовлен с целью приведения законодательства Украины в сфере высшего образования к требованиям Болонского процесса, к которому Украина присоединилась в мае 2005 года, создания более благоприятных условий и расширения доступа к получению высшего образования гражданами Украины.
В новой редакции предусмотрены уровни высшего образования — младший специалист, бакалавр, магистр, а также вводятся уровни доктора философии и доктора наук. Направления подготовки, по которым осуществляется подготовка бакалавров, заменены на специальности, которые являются составляющими отраслей образования. Увеличен срок обучения по образовательно-квалификационному уровню магистра до полутора-двух лет, а в аспирантуре по образовательно-научному уровню доктора философии с трех до четырех лет. Установленный срок обучения в докторантуре по образовательно-научному уровню доктора наук — три года.
Изменены подходы к типам высших учебных заведений и создании филиалов и учебно-консультационных центров, что важно для оптимизации сети высших учебных заведений.
Определены типы вузов — университет, академия, колледж, профессиональный колледж — и количественные параметры по их созданию и требования по реализации образовательно-профессиональных программ различных уровней. Ликвидированы уровни аккредитации (I-IV) высших учебных заведений и аккредитации высшего учебного заведения в целом.
В законопроекте также предусмотрено, что к стандартам высшего образования входят: образовательно-квалификационные (образовательно-научные) характеристики, образовательно-профессиональные (образовательно-научные) программы, средства диагностики качества образования, что ликвидирует ныне действующее громоздкую схему — государственные стандарты, отраслевые стандарты, стандарты высшего учебного заведения.
Предусмотрено законодательное урегулирование внешнего независимого оценивания знаний и умений людей, желающих получать высшее образование на базе полного общего среднего образования, установлен порядок его проведения. Определено, что прием в высшие учебные заведения осуществляется по результатам внешнего независимого оценивания с учетом среднего балла государственного документа о полном общем среднем образовании и балла высшего учебного заведения.
Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации.
Высшее образование — уровень образования, которое получает лицо в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании и завершающегося получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.
17 января 2002 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О высшем образовании», устанавливающий правовые, организационные, финансовые и другие основы функционирования системы высшего образования, создающий условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Согласно ст.4 этого Закона, граждане Украины имеют право на получение высшего образования. Граждане Украины имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин получает впервые. Граждане Украины свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Закон устанавливает основные начала государственной политики в области высшего образования. Государственная политика в области высшего образования определяется Верховной Радой Украины.
Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах: доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины; независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций; интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы; преемственности процесса получения высшего образования; государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований; гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.
болонский процесс стандарт образование.
Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем:
сохранения и развития системы высшего образования и повышения его качества;
повышения уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;
создания и обеспечения равных условий доступности к высшему образованию;
предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
обеспечения сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, осуществляющейся в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, на средства соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей лица, а также интересов государства и территориальных общин;
предоставления лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;
надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий (ст.3 Закона Украины «О высшем образовании»).
В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни:
1) образовательные уровни: неполное высшее образование; базовое высшее образование; полное высшее образование;
2) образовательно-квалификационные уровни: младший специалист; бакалавр; специалист, магистр.
В высших учебных заведениях подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным программам ступенчасто или непрерывно в зависимости от требований к уровню овладения определенной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Государство устанавливает систему стандартов высшего образования.
Систему стандартов высшего образования составляют государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарты высшего образования высших учебных заведений.
Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.
Государственный стандарт высшего образования содержит составляющие: перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования.
Отраслевые стандарты высшего образования содержат составляющие: образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений; образовательно-профессиональные программы подготовки; средства диагностики качества высшего образования.
Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие: перечень специализаций по специальностям; вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений; вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки; вариативные части средств диагностики качества высшего образования; учебные планы; программы учебных дисциплин.
Порядок разработки стандартов высшего образования и внесение изменений в них, а также осуществление контроля за их соблюдением определяется Кабинетом Министров Украины.
Согласно ст.16 Закона Украины «О высшем образовании», систему высшего образования составляют: высшие учебные заведения всех форм собственности; другие юридические лица, которые предоставляют образовательные услуги в области высшего образования; органы, осуществляющие управление в области высшего образования.
Управление в области высшего образования осуществляется:
Кабинетом Министров Украины;
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки — Министерством образования и науки Украины;
другими центральными органами исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения;
Высшей аттестационной комиссией Украины;
органами власти Автономной Республики Крым;
органами местного самоуправления;
собственниками высших учебных заведений;
органами общественного самоуправления.
Так, Кабинет Министров Украины через систему органов исполнительной власти:
осуществляет государственную политику в области высшего образования;
организует разработку и осуществление соответствующих общегосударственных и других программ;
в пределах своих полномочий издает нормативно-правовые акты по вопросам высшего образования;
обеспечивает контроль за исполнением законодательства о высшем образовании.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки — Министерство образования и науки Украины:
ь осуществляет аналитически-прогностическую деятельность в области высшего образования, определяет тенденции ее развития, влияние демографической, этнической, социально-экономической ситуации, инфраструктуры производственной и непроизводственной сфер, рынка труда на состояние высшего образования, формирует направления взаимодействия с другими звеньями образования, стратегические направления развития высшего образования в соответствии с научно-техническим прогрессом и другими факторами, обобщает мировой и отечественный опыт развития высшего образования;
ь принимает участие в формировании государственной политики в области высшего образования, науки, профессиональной подготовки кадров;
ь разрабатывает программы развития высшего образования, стандарты высшего образования;
ь определяет нормативы материально-технического, финансового обеспечения высших учебных заведений; осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением требований стандартов высшего образования, государственное инспектирование;
ь осуществляет международное сотрудничество по вопросам, которые относятся к его компетенции;
ь осуществляет лицензирование и аккредитацию высших учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии, сертификаты; осуществляет установление соответствия документов о высшем образовании и ученых званиях;
ь формирует и размещает государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием; оказывает содействие трудоустройству выпускников высших учебных заведений;
ь утверждает условия приема на обучение в высшие учебные заведения;
ь утверждает уставы подчиненных ему высших учебных заведений и высших учебных заведений частной формы собственности;
ь согласовывает уставы высших учебных заведений государственной формы собственности, подчиненных другим центральным органам исполнительной власти, высших учебных заведений, которые находятся в собственности Автономной Республики Крым, и высших учебных заведений коммунальной формы собственности;
ь организует выборы, утверждает и освобождает от должностей руководителей подчиненных ему высших учебных заведений;
ь согласовывает утверждение на должность руководителей высших учебных заведений коммунальной и частной форм собственности;
ь организует аттестацию педагогических и научно-педагогических работников относительно присвоения им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий; вместе с другими центральными органами исполнительной власти, имеющими в своем подчинении высшие учебные.
ь заведения, органами власти Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения коммунальной формы собственности, обеспечивает реализацию государственной политики в области высшего образования и осуществляет контроль за воплощением государственной политики в области высшего образования, соблюдением нормативно-правовых актов о высшем образовании во всех высших учебных заведениях независимо от формы собственности и подчинения;
ь осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Другие центральные органы исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, совместно со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки — Министерством образования и науки Украины:
принимают участие в осуществлении государственной политики в области высшего образования, науки, профессиональной подготовки кадров;
принимают участие в осуществлении лицензирования и аккредитации высших учебных заведений;
оказывают содействие трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений;
осуществляют контрольные функции за соблюдением требований относительно качества высшего образования;
организуют выборы, утверждают и освобождают от должности руководителей высших учебных заведений;
утверждают по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки уставы подчиненных им высших учебных заведений;
осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.
Акты специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, органов власти Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, высших учебных заведений независимо от форм собственности.
Определенные полномочия по управлению в области высшего образования предоставлены Высшей аттестационной комиссии Украины.
Органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, в пределах своей компетенции предоставлены такие полномочия:
обеспечивать выполнение государственных программ в области высшего образования;
изучать потребность в специалистах на местах и вносить специально уполномоченным центральным органам исполнительной власти в сфере труда и социальной политики, экономики, образования и науки и другим центральным органам исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, предложения относительно объемов государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов;
подавать в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки предложения относительно формирования сети высших учебных заведений;
утверждать по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки уставы подчиненных им высших учебных заведений;
оказывать содействие по трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений, их социальной защите;
привлекать в порядке, предусмотренном законом, предприятия, учреждения, организации (по их согласию) к решению проблем развития высшего образования.
Полномочия собственника (собственников) относительно управления высшим учебным заведением определяются в пределах законов уставом высшего учебного заведения. Собственник (собственники) высшего учебного заведения:
ь разрабатывает устав высшего учебного заведения;
ь организует лицензирование высшего учебного заведения;
ь назначает руководителя высшего учебного заведения на условиях контракта согласно Закону Украины «О высшем образовании»;
ь осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью высшего учебного заведения;
ь осуществляет контроль за соблюдением условий, предусмотренных решением об учреждении высшего учебного заведения;
ь принимает решения о реорганизации или ликвидации высшего учебного заведения;
ь осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Собственник (собственники) осуществляет (осуществляют) права относительно управления высшим учебным заведением непосредственно или через уполномоченный ним орган (лицо).
Собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) может делегировать свои полномочия руководителю или высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения.
Высшее учебное заведение является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, может от своего имени получать имущественные и личные неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Высшее учебное заведение в соответствии с законом может выступать учредителем (соучредителем) других юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность согласно направлениям учебно-научно-производственной деятельности высшего учебного заведения.
Аккредитованные высшие учебные заведения в установленном порядке могут создавать учебные и учебно-научно-производственные комплексы, которые являются добровольными объединениями. Все участники комплекса сохраняют статус юридических лиц.
В высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности количество студентов, принятых на первый курс на обучение по государственному заказу, должно составлять не менее чем 51 процент от общего количества студентов, принятых на обучение на первый курс.
Основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины.
Статьей 24 Закона Украины «О высшем образовании» устанавливаются 4 уровня аккредитации высших учебных заведений:
высшее учебное заведение первого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;
высшее учебное заведение второго уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно-квалификационного уровня бакалавра;
высшее учебное заведение третьего уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;
высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.
В соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:
1) университет — многопрофильное высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, оказывает содействие распространению научных знаний и осуществляет культурно-образовательную деятельность. Могут создаваться классические и профильные (технические, технологические, экономические, педагогические, медицинские, аграрные, художественные, культурологические и т.п.) университеты;
2) академия — высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
3) институт — высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную, научно-методическую и научно-производственную деятельность и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
4) консерватория (музыкальная академия) — высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в области культуры и искусства — музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
5) колледж — высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации или входит в учебный или учебно-научно-производственный комплекс) или по нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
6) техникум (училище) — высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям, и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Государственному высшему учебному заведению четвертого уровня аккредитации согласно законодательству может быть присвоен статус национального.
Национальному высшему учебному заведению по решению Кабинета Министров Украины могут быть предоставлены полномочия:
заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа для потребностей высшего учебного заведения;
принимать решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений высшего учебного заведения;
вносить предложения относительно передачи объектов высшего учебного заведения в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, в коммунальную собственность и передачи объектов коммунальной собственности в государственную собственность и отнесение их к имуществу высшего учебного заведения;
выступать арендодателем недвижимого имущества, которое принадлежит высшему учебному заведению;
устанавливать и присваивать ученые звания доцента или профессора высшего учебного заведения;
определять и устанавливать собственные формы морального и материального поощрения работников высшего учебного заведения.
В своей деятельности национальное высшее учебное заведение руководствуется Законом Украины «О высшем образовании».
Среди юридических высших учебных заведений Украины статус национального присвоен: Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого (г. Харьков), Одесской национальной юридической академии.
Создание, реорганизация и ликвидация высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации государственной формы собственности осуществляется Кабинетом Министров Украины.
Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений первого и второго уровней аккредитации государственной формы собственности осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки и другими центральными органами исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения. Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений, которые находятся в собственности Автономной Республики Крым, осуществляется органами власти Автономной Республики Крым.
Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений коммунальной формы собственности осуществляется органами местного самоуправления. Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений частной формы собственности осуществляется их собственником (собственниками).
Высшие учебные заведения четвертого уровня аккредитации согласно законодательству иностранных государств и по согласию специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки могут создавать за границей свои структурные подразделения.
Высшие учебные заведения иностранных государств могут с разрешения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки создавать свои структурные подразделения на территории Украины.
Создание в Украине высших учебных заведений с участием иностранных физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с международными соглашениями, согласие на обязательность которых дает Верховная Рада Украины.
Сеть высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности определяется Кабинетом Министров Украины согласно социально-экономическим и культурно-образовательным потребностям в них.