Фгос дополнительное образовании.

Городской методический фестиваль.
«Актуальные вопросы реализации ФГОС начального общего образования.
и дошкольного образования»
Сообщение по теме:
«Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС»
Октябрь 2016 Салехард.
1. Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Дополнительное образование – это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» Буйлова Л. Н., Кленова Н. В.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.
Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности по пяти образовательным областям ФГОС.
Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ?
Цельдополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
— интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия втакого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
—нормы нагрузки на ребенка.
2. Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития (5 ОО ФГОС) воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении выставки, в проведении отчетных собраний, НОД, в размещении информации на сайт и т.д..
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Кружки одна из формдополнительного образования в ДОУ;
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
3. Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
— Образовательной программой ДОУ;
— Положением о кружке;
— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат); — Планом работы кружка на год;
— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
– организация рабочего пространства;
– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
– игровой характер подачи любого материала;
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством разных форм, а каких они расскажут при презентации.
— Фронтальные занятия (групповые)
— Участие вразличного уровня конкурсах.
— Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ.
Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности:
Тематика кружков может быть разнообразна.
4. Ожидаемые результаты, освоения детьми программ дополнительного образования соответствуют целевым ориентирам ФГОС.
Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:
уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;
субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.
Дополнительное образование может быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.
Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные.
Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает ,приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
5. Мы познакомим вас с программами дополнительного образования, которые реализуются на базе нашего сада МБДОУ№15.
В нашем царстве – государстве.
Все волшебники живут.
Все рисуют, все танцуют,
Все играют и поют.
Лишь порог переступаешь –
Попадаешь, словно в рай,
Сто дорог тебе откроют,
Ты любую выбирай.
Мы познакомим вас с программами дополнительного образования, которые реализуются на базе нашего сада МБДОУ№15.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А.Сухомлинский.
Это вам докажет руководитель кружка «Волшебный песочек» педагог – психолог Савченоко Е.Е.
Оказание своевременной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с недоразвитием речи одна из актуальных проблем нашего времени.
Опытом работы по коррекционно – развивающей программе «Говоруша» поделится Иванова С.А. учитель – логопед МБДОУ№15.
В контексте ФГОС, социальное партнёрство, одно из важных условий успешного развития современного дошкольника, о том, какая работа проводится на базе нашего сада, расскажет воспитатель Лаптева О.А.
Мы знаем, что игра – ведущий вид деятельности, играя, ребёнок развивается всесторонне, опыт работы по программе «Лего – страна» представит воспитатель МБДОУ №17 «Золотая рыбка» Зинчук Е.В.
6. Мастер – класс «Астрономия + Лего»
Откроем секрет, что мы работаем на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, и наши дети очень увлеклись изучением такой науки, как астрономия и ещё очень любят конструировать, и мы решили соединить два этих направления в интеграции НОД и вашему вниманию предлагаем небольшой фрагмент НОД.
Зрители отвечают на вопросы по презентации.
А хотите отправится в космическое путешествие?
Без чего это будет невозможно?
Зинчук Е.В. предлагает сделать робота и ракету и отправить их путешествие.
Итог вот мы вам и показали, как можно интегрировать несколько направлений, если будет возможность покажем вам с детьми.