Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: содержание и развитие.

Положение изменилось с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в соответствие с которыми бакалавриат и магистратура, или подготовка специалиста, рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, а основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. ФГОС ВПО третьего поколения предусматривают формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части. Введение уровневого высшего профессионального образования явилось важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего профессионального образования.
В современной ситуации, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить узких специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому основная образовательная программа подготовки бакалавров, формирующая широкий спектр базовых знаний по направлению подготовки с последующей специализацией в магистратуре или на производстве, больше соответствует быстро меняющимся требованиям рынка труда. Такая система становится более гибкой основой формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Принятием в 2009—2011 гг. образовательных стандартов третьего поколения были созданы условия для развития российского уровневого высшего образования в рамках общеевропейского образовательного пространства.
Принимая во внимание, что ценностные ориентиры абитуриента не всегда подкреплены знаниями специфики будущей профессии, видение студентом профессиональной траектории может изменяться по мере накопления профессиональных знаний и навыков. Новый подход позволяет студенту выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата, или обучаться на программах общего профиля. После окончания бакалавриата выпускник, имея диплом о высшем образовании, получает возможность скоординировать свои жизненные планы с ситуацией на рынке труда как продолжив получение образования в магистратуре, так и используя широкий спектр программ дополнительного профессионального образования с присвоением соответствующей квалификации. Диплом бакалавра дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре.
В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов особенность ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что они предусматривают применение компетентностного подхода при формировании основных образовательных программ. ФГОС ВПО предусматривают новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Каждая компетенция в ФГОС ВПО подробно описана в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» и каждой компетенции присвоен уникальный идентификатор, который состоит из аббревиатуры (ОК или ПК) и порядкового номера, отделенного от аббревиатуры дефисом. Профессиональные компетенции, естественно, соответствуют содержанию направления подготовки (в частности, профессиональные компетенции по направлению «Экономика» не похожи на профессиональные компетенции по направлению «Менеджмент»). Общекультурные же компетенции по экономике и менеджменту во многом похожи. Их отличают только редакция некоторых компетенций и порядок расположения в разделе «Требования». Так, во ФГОС ВПО по экономике «владение культурой мышления» и «способность логически верно, аргументированно и ясно строить свою устную и письменную речь» отражены соответственно в компетенциях ОК-1 и ОК-6, а в ФГОС ВПО по менеджменту похожие требования зафиксированы в компетенциях ОК-5 и также ОК-6. При написании выпускной квалификационной работы студенты бакалавриата, естественно, должны продемонстрировать владение указанными во ФГОС ВПО общекультурными и профессиональными компетенциями.
Направления развития многоуровневой системы высшего образования в Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» заложило основы прикладного бакалавриата — гармоничное сочетание программ среднего профессионального и высшего профессионального образования. Выпускник прикладного бакалавриата должен получить вместе с качественной теоретической подготовкой практическую подготовку для работы по специальности, как правило, в высокотехнологичных отраслях экономики. В 2013 году принято решение разделить все образовательные программы подготовки бакалавров на академический и прикладной бакалавриат. Очевидно, что такое разделение, основываясь на требованиях действующего ФГОС ВО по приобретаемым выпускником бакалавриата компетенциям, вместе с тем предполагает и некоторое отличие в структуре и содержании представляемых студентами на защиту выпускных квалификационных работ.