Эссе «Дополнительное образование: вызовы времени, новое содержание»

Эссе « Дополнительное образование: вызовы времени, новое содержание»
педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «У Белого озера» г. Томска.
Нет препятствий — нет развития!
Если рассматривать значение слова «образование», то оно определяется корнем «образ» — образ человека. Предназначение образования – помочь человеку отрыть самого себя, свои таланты, способности, приобрести знания и компетенции, которые помогут ему состояться в профессии, в жизни.
Дополнительное образование – не приложение к основному, а особая среда, в которой ребёнок, подросток, молодой человек формирует своё собственное мировоззрение, развивает свои способности и личностные качества, реализует свои интересы, которые становятся серьёзными увлечениями, а зачастую и основой будущей профессии. Педагог дополнительного образования должен смотреть в будущее и создавать его вместе с ребёнком, что требует от педагога гибкости, готовности к постоянным изменениям, внимания к вызовам времени, запросам ребёнка, семьи, общества, государства, самостоятельности, инициативы.
Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? И как подготовить ребенка к будущему, к жизни в этом новом мире? Какие вызовы стоят перед дополнительным образованием?
Атлас 100 новых профессий определяет основные тренды развития нашего мира, которые служат вызовами для системы образования, в том числе – и особенно – дополнительного:
· Глобализация . Мировая экономика всё больше движется к интеграции и углублению региональной экономической специализации. Человек будущего все больше будет работать в различных средах, участвуя в общении с партнерами всего мира.
Дополнительное образование должно развивать в молодых людях способность к пониманию национальных и культурных особенностей различных стран и народов.
· Р ост конкуренции в экономике . Наиболее успешными становятся компании которые быстро могут перестраиваться под запросы потребителя, быть клиентоориентированными.
Особенность дополнительного образования – обучение в разновозрастных группах, по разноуровневым программам. Эта особенность способствует формированию навыков группового взаимодействия, умения договариваться, конкурировать без конфронтации, сотрудничать.
Проектная деятельность, которая интенсивно используется в дополнительном образовании, способствует формированию навыков быстро принимать решения, реагировать на изменение условий, распределять и перераспределять ресурсы.
· Рост требований к экологичности. Востребованность «экологически ответственного поведения»
Дополнительное образование может и должно воспитывать не только ответственность нового поколения перед природой, но и перед самим собой. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового жизненного стиля «поколения будущего».
· А втоматизация. В условиях интенсивной автоматизации всех процессов и операций человеку важно научиться не только владеть IT-технологиями, управлять роботами, но и делать то, чего не могут делать самые совершенные роботы.
Что способствует приобретению творческого мышления; развития эстетического вкуса; способности к нестандартным подходам и решениям. В развитии этих качеств дополнительное образование традиционно занимает передовые позиции, однако нам, педагогам, необходимо использовать современные образовательные технологии для развития в детях этих качеств.
Эти и другие вызовы времени и требования к обновлению содержания дополнительного образования воспринимаются мною не как нечто отдалённое и «теоретическое». В практике педагогического коллектива, в котором я работаю, находят воплощение все перечисленные направления изменений.
Основными линиями исследовательской и экспериментальной работы ДДТ «У Белого озера» являются моделирование творческой образовательной среды детских объединений и взаимодействие со стейкхолдерами. Я – один из педагогов Школы карате «Орион». Школа реализует комплексную долгосрочную разноуровневую программу авторского коллектива под руководством к. п.н. . Программа решает комплекс задач спортивной подготовки, духовно-нравственного развития, воспитания, здоровьесбережения и социализации обучающихся в возрасте от 4 до 21 лет. Особое место в программе занимают формы, методы и технологии, направленные на изучение традиций, истории, искусства и культуры Японии, других стран и народов, сохранение и укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей детей и подростков, навыков взаимодействия в различных учебных и жизненных ситуациях. В своей работе я уделяю особое внимание проектной деятельности воспитанников, их гражданскому и патриотическому воспитанию, разностороннему развитию.
На мой взгляд, в таких коллективах единомышленников, как сообщество педагогов, воспитанников и родителей Школы каратэ «Орион» и зарождается новое содержание дополнительного образования, адекватное вызовам настоящего и будущего, основанное на прочных традициях.