Эссе «Деятельность концертмейстера в хореографическом коллективе системе дополнительного образования. Моё педагогическое кредо»

Муниципальное образовательное учреждение.
дополнительного образования детей.
«Дом детского творчества «Кировский»
630106, город Новосибирск, ул. Зорге, 78/1,
тел/факс 342-17-31, 342-13-51,
Деятельность концертмейстера в хореографическом коллективе в системе дополнительного образования. Моё педагогическое кредо.
Концертмейстер высшей квалификационной категории.
Логинова Виктория Викторовна.
Концертмейстер нужен практически везде: и в хоровом коллективе, и в инструментальном исполнительстве, и в хореографии. Все эти направления искусств широко представлены в системе дополнительного образования. Без концертмейстера не обойдутся, дома творчества, эстетические центры, дворцы культуры и т.п.
В доме детского творчества « Кировский» я работаю концертмейстером, стаж 20 лет. Имею высшее образование. В 1998 году окончила Новосибирский колледж культуры и искусств по специальности преподаватель фортепиано, концертмейстер. В 2001 году окончила Новосибирский педагогический университет по специальности социальный педагог. В 2004 году защитилась на высшую квалификационную категорию. Работаю на базе МБОУ СОШ №64. С 1998 года являюсь концертмейстером хореографической студии «Цветы Сибири».
Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем музыкантам. Оно требует мастерство, художественную культуру и особое призвание. В гармоническом развитии будущих танцовщиков и хореографов играет музыка. Танец очень тесно переплетается с музыкой, а музыка является ритмическим организующим началом танца. Музыкальное сопровождение придаёт особую выразительность танцу, соединяясь с движениями, мимикой и жестами. Музыка помогает художественному описанию образов, дополняет сюжет танца, предопределяет общее развитие действия. Научить воспринимать музыку, развить музыкальность и выразительность исполнения, техническое мастерство, — всё это является неотъемлемой частью учебного процесса будущего танцора. Чтобы всё это воплотить, я , как концертмейстер владею специальными навыками, такими как:
— специфика предмета (хореографические термины – французского происхождения, знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам, осведомлённость об основных движениях классического и народно-сценического экзерсисов, ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению);
— умею одновременно играть и видеть танцующих;
— подбираю максимально подходящий музыкальный материал;
— подбираю вступления, отыгрыши, заключения, необходимые, на занятиях хореографии.
Музыкальное воспитание в классе хореографии имеет свои особенности, обусловленные возрастной психологией, спецификой самого танцевального занятия. И это накладывает на мою работу концертмейстера дополнительные сложности и особую ответственность. Я, как концертмейстер учу детей следующему:
1) — выделять в музыке главное;
2) — передавать движением различный интонационный смысл (ритм, мелодия, динамика).
Успех работы с детьми зависит от того, насколько правильно, художественно, со вкусом подобран музыкальный материал и содержание донесено до детей. Динамические контрасты, ясная фразировка помогают детям услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях. В процессе работы, наблюдая, как педагог разучивает, а затем работает над каждым движением, я понимаю, какая музыка к какому движению лучше подойдёт, т.к. мысленно все эти движения «протанцовываю». Со временем пришло умение найти в огромном количестве музыкального материала, тот отрывок, который точнее всего отобразит характерную особенность каждого танцевального движения и исполнить его так, чтобы помочь детям прочувствовать музыку мышцами и перевести её в пластику движения. Поэтому мой музыкальный кругозор весьма широк, и мыслю я творчески так, как если бы сама была постановщиком танцевальных номеров.
В процессе обучения хореографии я осуществляю следующие задачи музыкального воспитания:
— умение слушать музыку в целом — её ритм, тему, интонации;
— ритмичное исполнение движений под музыку;
— умение согласовывать характер движения с характером музыки;
— развить способности творческого воображения;
— уметь эмоционально воспринимать музыку;
— расширить музыкальный кругозор.
Для развития музыкального исполнения танцевальных движений применяю такие методы работы, как:
— словесный ( помогаю понять содержание музыкального произведения, , способствую проявлению творческой активности);
— наглядно – слуховой (слушание музыки во время показа движения педагогом);
— практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).
Мелодия, метр, ритм, темп, гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и я учу детей понимать его. Развивается чувство восприятия музыки в органичном соединении движения и музыкальной фразы. Хореограф Ж. Ж. Новерр о значении музыки в хореографическом произведении: « Танец подобен музыке, а танцовщики музыкантам. Искусство наше не богаче основными па, чем музыка нотами». Учащиеся со временем привыкают организовывать свои движения согласно музыке. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по характеру, темпу, динамике, композиции. Отсюда идёт понимание единства содержания сценического действия и музыкального произведения.
Моя деятельность концертмейстера, с профессиональной точки зрения, имеет наличие комплекса психологических качеств личности:
— большой объём памяти и внимания;
— находчивость в неожиданных ситуациях;
— выдержка и воля;
— педагогический такт и чуткость.
В нашем коллективе, очень важен творческий союз педагогов и концертмейстера.
Немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографов. Для настоящего творчества у нас царит атмосфера непринуждённости, дружелюбия, взаимопонимания. Совместно с педагогами мы приобщаем ребёнка к миру прекрасного. Моя задача детей научить понимать, слушать и слышать музыку, эстетически переживать музыку в движении, приучить к своеобразному мелодическому мышлению. Вместе с педагогами хореографами мы даём детям физическое и музыкальное развитие. Развитие координации движений, двигательной импровизации, танцевальности в обучении напрямую связано с овладением детьми определённых музыкальных знаний.
Ансамбль танца «Цветы Сибири» — это стабильный творческий коллектив. Ежегодно в студии проводятся совместные с родителями воспитанников мероприятия:
* Посвящение в студию ансамбля;
* Открытые уроки для родителей;
* Мероприятия посвященные 23 февраля и 8 марта.
* Закрытие творческого сезона ( в конце учебного года).
На всех этих мероприятиях я выступаю в роли ведущей, DJ, устраиваю досуг с танцами, играми , шутками, конкурсами, в которых участвуют и дети, и родители. Также я разрабатываю сценарии для праздника, занимаюсь организационной деятельностью.
В результате тесного сотрудничества с родителями в коллективе между детьми, родителями мной и педагогами создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания.
В своей работе я так же использую интернет ресурсы. Совместно с родителями была создана группа в контакте Ансамбль танца « Цветы Сибири»( http://vk.com/cvetisibiri ),модератором которой я являюсь. Я размещаю объявления информационного рода, фотографии, видео материалы коллектива, конкурсы такие как « Лучший знаток хореографической терминологии» « Угадай танец» и др., для активации деятельности наших учащихся и их родителей в группе. Благодаря этому число учащихся в группе значительно растёт, и теперь сами дети и их родители помогают нам развивать эту группу. Выкладывают фото отчёты с разных выступлений, мероприятий, видео ролики с нашими танцевальными постановками, принимают участия в конкурсах, которые мы им предлагаем, делятся впечатлениями, задают вопросы. Такая совместная деятельность между мной, руководителями ансамбля, детьми и родителями благоприятно влияют на психологический климат в коллективе, и мы начинаем творить вместе, как единое целое.
Для повышения своего профессионального и педагогического мастерства я посещаю различные семинары, проводимые Новосибирским музыкальным колледжем, Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, являюсь участником всероссийской ассамблеи академии искусств культурного фонда « Алые паруса»( г.Санкт- Петербург), также участвую в различных проектах разработанных ДДТ «Кировский».Совместно с педагогами хореографами мы разрабатываем и проводим мастер классы, дорабатываем программу обучения, ищем новые подходы в обучении детьми танцевального искусства. Из семинаров по профильному назначению, отслеживаем инновационные материалы для наших воспитанников и активно их применяем. Также я использую специальную литературу и интернет ресурсы.
Таким образом, в моей деятельности концертмейстера дополнительного образования объединяются творческие, педагогические, психологические, организационные и др. функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Я считаю, что роль концертмейстера не ограничивается только простой игрой на фортепиано, как раньше работали аккомпаниаторы, она многофункциональна, намного шире и интересней .
1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
2.Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007.
3.Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005.
4. Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001.
5.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996.
6. Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.
7.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4.