Дополнительное образование: вызовы времени, новое.

Дополнительное образование: вызовы времени, новое содержание.
Что я несу с собой: добро иль вред?
Лишь знают небеса, не мне судить.
Но только хочется оставить в жизни след,
И не дай Бог, хоть как-то наследить . Актуальность и значимость дополнительного образования обсуждается уже ни один десяток лет. Тенденции, перспективы развития, формы и методы работы – этим темам посвящены сотни, тысячи статей, предложены и реализованы десятки, сотни программ по совершенствованию системы дополнительного образования.
Новое время требует от педагогических кадров мобильности и способности постоянно пополнять и совершенствовать свои знания и компетенции, развивая свой собственный ресурс.
Идти в ногу со временем – это профессионально. Считаю, что быть современным, востребованным педагогом мне помогут мои профессиональные и личные убеждения, своего рода правила, по которым я живу и которым буду верна всегда.
И первое из них – закон медицины (может потому, что моё первое образование — ветеринарный врач). Да, это именно он – «Не навреди!». Педагог имеет такие огромные возможности влиять, менять, корректировать, искоренять, прививать, поощрять, побуждать, и быть сопричастным к невидимому процессу становления личности ребёнка, что, осознавая это, понимаешь – насколько большая ответственность возложена на тебя. И поэтому: «Не навреди!»
Учись оценить ситуацию на шаг, а иногда и на два, вперёд. Умей предвидеть, чем обернётся вовремя сказанное (а быть может – не сказанное) тобой слово. Какое отражение своей деятельности (а быть может бездеятельности) ты увидишь завтра? Задумайся, проанализируй, отдай себе отчёт — какие удалённые во времени последствия может вызвать твоя сегодняшняя ошибка.
Работая с детьми — ты не имеешь права быть неинтересным. В многочисленных законопроектах и кодексах написано немало об обязанностях педагога, но эту обязанность каждый, кто пришёл работать к детям, должен определить для себя сам. Выходя к детям, считаю недопустимым позволить себе быть равнодушной, неинтересной и не интересующейся. Здесь уместно одно – держать руку на пульсе, быть лёгкой на подъём, быть в курсе, быть способной увлечь за собой, заинтересовать, уметь в простом рассмотреть сложное, а в сложном найти много простого.
Считаю важным научить подростков быть независимыми. Чем больше я за них буду делать, тем меньше они будут учиться делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Таковы мои профессиональные, да и личные правила. На чей-то взгляд, они покажутся банально простыми. И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, постоянное самообразование.
Педагог – это всегда тот же ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, необходимо настойчиво искать новую информацию, умело управлять ее потоком, профессионально ее использовать.
Так, изучая психологию (в настоящее время являюсь студенткой первого курса института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «АГПУ» по специальности «социальная психология»), я поняла, что это очень интересная наука, и что в моих силах научить моих ребят счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них.
И наконец, и это самое главное, каждый педагог должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между педагогом и учеником. Спору нет — должна. Но это не стена и не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики — Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.
Хочу верить, что настоящий свой путь и путь, который лежит передо мной, я смогу пройти, следуя моим жизненным правилам и придерживаясь моих убеждений педагога и, оглянувшись назад, иметь причину оценить свою работу, как приносящую настоящую пользу обществу в целом и каждому моему ученику в отдельности. Да, мы редко слышим «спасибо» за ежедневный свой труд, но, если разобраться, ведь и работаем мы не ради благодарности, а с Надеждой, что усилия наши не пропадут зря и что мы, педагоги, стоим у самых истоков Детства, имея возможность внести и свой вклад в развитие и становление Личности.
И, как эпилог, замечательные стихи Вадима Сергеевича Шефнера.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам,
Руками к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг.