ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Трусова Л.Э.

Уральский государственный педагогический университет.
ISSN (печатный вариант): 2073-0071.
Ключевые слова.
дополнительное образование, принципы образования, самореализация детей и подростков, additional education, principles of education, self-realization of children and teenagers.
Просмотр статьи.
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)
Аннотация к статье.
В статье рассматриваются перспективы, направления и принципы развития системы дополнительного образования, которые сформулированы в Концепции развития дополнительного образования детей в России.
Текст научной статьи.
В ситуации преобразования российского общества от индустриального к постиндустриальному, возникает необходимость в изменении всей системы дополнительного образования каждого маленького гражданина. В условиях все более нарастающего информационного потока, особо остро стоит необходимость в реализации права человека на личностное и профессиональное самоопределение. Именно дополнительное образование помогает в полной мере реализовать это право. Актуальным становится такое образование, которое позволяет каждому включаться в общественные и экономические процессы. Проходя через дошкольное, общее, профессиональное образование, дополнительное образование выступает в качестве социокультурного стержня взрослеющего человека, реализующегося через познание в творчестве, игре, труде и исследовательской деятельности [4]. Персонализация дополнительного образования делает его более приемлемым перед другими формами образования. Вариативность характера действия, выбора наставника, форм взаимодействия и реализации опыта, делает данный вид образования ещё более привлекательным. Анализ состояния проблемы дополнительного образования показывает двойственную картину. С одной стороны, в настоящее время дополнительное образование широко распространено. Оно реализуется как государственными, так и негосударственными организациями и частными предпринимателями. Сегодня все больше семей вовлечены в сферу дополнительного образования, не смотря на то, что некоторые услуги являются платными. Намного увеличилось и количество детей, участвующих в различных конкурсах. Совершенствуются и сами формы дополнительного образования [2, 46]. Теперь они шагают в ногу со временем, используя сеть «Интернет», 3-d моделирование, детские компьютерно-мультипликационные студии и другие. При этом охватывается около 60 процентов юных граждан России. Однако, существует и другая сторона медали. Если рассматривать различный субъекты Российской Федерации, то дополнительное образование будет сильно отличаться по доступности и качеству. Довольно часто инфраструктура дополнительного образования в своей массе создано десятилетия назад, поэтому отстает от современных требований. В системе наблюдается острая нехватка современного оборудования и инвентаря, учебных пособий и компьютерной техники. Нередко реализация высокотехнологичных программ мешает недостаточное качество интернет-связи [3, 24]. К тому же, пока еще нет полной уверенности в том, что квалифицированные кадры останутся в этой отрасли, так как уровень заработной платы все еще не высок. Кроме того, достаточно медленно происходит и обновление самого содержания дополнительного образования детей. Несмотря на большое количество конкурсов, потенциал дополнительного образования недостаточно реализован, так как нет соответствующего уровня системности проводимой работы. И даже в сфере нормативного регулирования существует определенные ограничения в использовании потенциала негосударственного сектора и частных партнерств в сфере услуг дополнительного образования. И, самое главное, в сфере дополнительного образования в связи с наличием платных услуг может наметиться тенденция социального расслоения общества. Для решения данных проблем государством проводится политика в области дополнительного образования. Основным инструментом данной политики признана Концепция развития дополнительного образования детей. В рамках данной концепции принимаются решения, как в области содержания технологий, так и в области развития управленческих и экономических моделей. Для реализации моделей в рамках образования разработан ряд основополагающих принципов. Соблюдается принцип социальной гарантии государства на получение должного уровня дополнительного образования. Реализуется принцип общественно — государственного партнерства. Для этого расширяются обязательства государства по бюджетному финансированию, а также стимулированию семей. Действует также принцип увеличения социальной и академической мобильности подрастающего поколения. Существуют принципы общественно — государственного партнерства для реализации массовых коммуникаций и мотивирование различных организаций, проводящих государственную деятельность. Упомянуто и новое веяние в политике содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии. Принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования позволяет реализовать программу, которой уделяется большее внимание, чем образовательной организации, на всех возрастных этапах [4]. В целях реализации фундаментальных принципов разработаны определенные механизмы. В частности, формируется новое представление о дополнительном образовании в СМИ; происходит объединение ресурсов и организаций различного типа; реализуется объединение интересов государства, бизнеса, институтов гражданского общества и семьи; управление сферой дополнительного образования носит открытый государственно-общественный характер; создается здоровая конкурентная среда в соответствующей отрасли образования. Для оценки качества услуг соединяются элементы государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования. Финансирование становится персонифицированным. Достижения детей учитываются в формате электронных портфолио, а программы дополнительного образования открыты и доступны каждому гражданину. Для достижения инновационного характера дополнительного образования соединены лучшие традиции отечественного образования мировых практик. Особая поддержка и внимание уделяется группам детей группы социального риска и ограничениями по здоровью. Посредством дополнительного образования реализуется национальная система поиска и поддержки талантов, которая опирается на инициативы детей и семьи. Перечисленные выше принципы задают вектор к основным направлениям деятельности. На государственном уровне образована система услуг дополнительного образования, а также механизмы ресурсной поддержки региональных программ. Подвержена модернизации система учета занятых детей и созданы открытые сервисы информационного характера. Государство поддерживает практику дополнительного образования в семьях и в сельской местности отдельными программами [1, 30]. Проведенный анализ спектра существующих программ выявляет необходимость расширения в части ресурсной и нормативной поддержки, введения в перечень разноуровневых препрофессиональных программ; разработку отдельных программ с учетом всех особенностей для детей с ограниченными возможностями; увеличение специальных программ в каникулярный период, развитие отдельным программ в ВУЗах; выявление и распространение лучших практик; нормативное закрепление учебных практик на реальных производствах, в социальной сфере и культурной индустрии. Принципы и меры нацелены на достижения определенных результатов. Согласно концепции к 2020 году дополнительное образование должно охватить не менее 75% детей от 5 до 18 лет. Планируется сформированность мотивации и обеспечение выбора детьми дополнительных программ по интересам. Планируется использование ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития подрастающего поколения, а также его финансовое сопровождение. Предполагается реализация полноценной работы с детьми разных категорий квалифицированными специалистами на конкурентной основе. Все больше будет уделяться внимания профессиональному росту кадрового состава, а также дальнейшему инвестированию данной сферы с привлечением частного капитала. Таким образом, будет создана комплексная инфраструктура современного детства [3, 25]. Результатами реализации Концепции будет являться повышение удовлетворенности молодежи и семьи качеством своей жизни за счет самореализации. Должно произойти уменьшение показателей подростковой преступности и асоциального поведения. Концепция должна способствовать улучшению физической подготовки детей и снижению заболеваемости, что будет стимулировать молодежь к здоровому образу жизни и вовлеченности в спортивную жизнь. Дополнительное образование призвано формировать у молодого поколения гражданскую позицию, патриотизм; реализовывать механизмы передачи из поколения в поколение культурного наследия. Несомненным является факт, что создаваемые культурно-образовательные площадки станут и инвестиционно — привлекательными для общества. Выпускники образовательных организаций будут более востребованными и конкурентоспособными. За счет этого произойдет увеличение эффективности вложения общества в систему образования. Уже сегодня наблюдается положительная тенденция развития дополнительного образования в области спорта, что привлекает молодежь к ведению здорового образа жизни. В рамках развития патриотизма на базе общеобразовательных школ создаются патриотические клубы, принимающие участие в смотрах-конкурсах и формирующие правильную позицию учащихся к защите Родины. Таким образом, набирает силу Концепция развития дополнительного образования детей.