Дополнительное образование ребенка. Концепция развития дополнительного образования детей.

Никто не сомневается, что дополнительное образование ребенка является хорошей базой для более легкого усвоения материала в учебных учреждениях. Базовая программа школы не гарантирует успешного поступления ребенка в престижное учебное заведение, поскольку рассчитана на средний уровень. По этой причине существует система обучения в соответствии с документом «Концепция развития дополнительного образования детей».
Концепция: общие положения.
Концепция определяет задачи и цели дополнительного образования, его состояние и проблемные зоны, а также направления развития детей и ожидаемый результат.
Документ устанавливает основной принцип развития вспомогательного обучения, в том числе гарантию на безопасное и качественное образование. Базовым элементом дополнительного обучения является программа, а не обучающая организация.
Концепция реализуется в два этапа:
I этап подразумевает разработку мероприятий и создание механизмов управления, финансирования, информационного обеспечения Концепции. II этап ориентирован на продолжение реализации планов мероприятий и программ развития дополнительного обучения.
Главной задачей Концепции является проблема максимального охвата детей с 5 до 18 лет в системе дополнительного образования с целью обеспечения максимальной адаптации к реальным жизненным условиям.
Дополнительное образование с рождения.
Дополнительное образование детей до года не осуществляется в специальных учреждениях по причине возраста. Но с этой задачей может справиться любой родитель самостоятельно. В таком возрасте уже можно учить ребенка плаванью или фокусированию внимания на определенных предметах.
Если проводить с малышом занятия, он сможет опередить своих сверстников по общему развитию. Поэтому дополнительное образование детей актуально уже с рождения. Кружки, секции и клубы могут быть семейного типа, где родители новорожденных знакомятся с новыми тенденциями ухода за детьми этого возраста и их воспитания.
Необходимость дополнительного обучения детей.
Дополнительное образование ребенка дает хороший стимул для общего воспитания и повышения умственной деятельности. За необходимость таких занятий говорят наблюдения педагогов за успехами детей.
У ребят вырабатывается желание работать на будущие высокие результаты. Реализуются различные интересы детворы, не связанные с учебной деятельностью в образовательном учреждении. Повышается стимул к занятиям и самообразованию.
Дошкольники и подростки, получающие дополнительное образование, меньше подвержены влиянию извне, более уравновешены и организованы в жизненном плане. Они умеют доказать свою точку зрения. Ребята развиты в творческом плане на высоком уровне.
Основные направления дополнительного обучения.
К основным направлениям дополнительного обучения можно отнести посещение различных мероприятий или секций, работающих на результат построения творческой личности. Но и в стандартных учебных учреждениях проводится подобная работа с детьми, желающими получать образование дополнительно. Главной задачей процесса является гармоничное переплетение общей программы обучения с формированием личности в целом.
Основные курсы обучения детей зависят от возможностей учебного заведения. Можно выделить следующие популярные направления:
техническое; научно-химическое; эстетически-художественное; оздоровительно-физкультурное; биолого-экологическое; экономико-правовое; туристическое.
Это далеко не полный список направлений, по которым осуществляется дополнительное образование ребенка. Образовывать детей внеурочно можно и с помощью различных технологий, созданных педагогом подобного учреждения, к примеру, иностранный язык можно изучить не только методом заучивания, но и благодаря интерактивным технологиям или процессу игры.
Дополнительное образование в дошкольном учреждении.
Дошкольное учреждение является первой ступенью на пути ребенка к образованию. Дополнительное образование детей до выпуска в школу дает максимальное развитие способностей для этого возраста, направлено на поиск таланта и общее развитие ребенка как в физическом плане, так и в психологическом.
При организации работы по вспомогательному обучению в детском саду учитываются такие факторы:
возрастные особенности групп детей; общая заинтересованность и добровольный выбор ребенка при посещении кружка или секции; решение образовательно-воспитательных задач через дополнительное образование ребенка.
Подобное обучение в дошкольном учреждении в основном направлено на обучение малышей творческому подходу к различным идеям, нахождению новых интересов и совершенствованию своей физической формы.
Результат, как правило, взрослые могут наблюдать в итогах выставок, концертов, при проведении спортивных мероприятий.
Дополнительное образование в школе.
Дополнительное образование детей в школе принято называть внеклассной деятельностью. Такой вид обучения можно разделить на несколько моделей в зависимости от кадровых и материальных возможностей образовательного учреждения.
Первая модель – это наличие разнообразных кружков и секций, работа которых не связана между собой. Именно из-за этой проблемы отсутствуют линии стратегического развития обучения, что достаточно сильно влияет на качество дополнительного образования детей. Но даже в таком виде общее развитие детей, посещающих подобные общества, гораздо выше за счет общей занятости школьников в свободное время. Вторая модель имеет наличие внутренней организации и оригинальных методов работы педагогов, которые могут использоваться в общем образовательном плане школы. Третья модель, по которой строится дополнительное образование ребенка, направлена на общую работу нескольких учреждений на постоянной основе. Школа тесно сотрудничает с различными секциями и совместно разрабатывает дополнительные образовательные программы. Главным результатом такого сотрудничества является осознанный выбор профессии выпускниками и легкое поступление в вузы по соответствующему профилю.
Трудности дополнительного образования.
Несмотря на принятую Концепцию дополнительного образования, существует некоторые проблемы в ее реализации, среди которых можно выделить такие:
недостаточное обеспечение материальной базы образовательного учреждения; общая неподготовленность педагогического состава в вопросах общего стандарта образования; отсутствие достойной оплаты труда педагогов.
Поэтому для получения дополнительного обучения детей родители обращают свое внимание на частные центры или организации. Но и этот фактор может не дать нужного результата по причине того, что педагоги по-прежнему получают образование в структурах, имеющих одинаковые стандарты обучения.