Дополнительное образование характеристика.

Читинский педагогический колледж.
Особенности воспитательного процесса в учреждениях.
Глава I. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования.
.1 Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции.
.2 Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика.
.3 Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций.
Глава II. Осуществление воспитательного процесса на примере детского оздоровительного лагеря.
.1 Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.
.2 Апробация программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере.
По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Цель исследования: изучение особенностей воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Предмет исследования : воспитательный процесс на примере работы в детском оздоровительном лагере.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи :
изучить функции и задачи системы дополнительного образования детей и подростков;
проанализировать нормативно-правовую базу дополнительного образования детей и подростков;
выявить особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций;
охарактеризовать систему дополнительного образования подростков на примере детского оздоровительного лагеря.
Курсовая работа состоит из двух глав — теоретической и практической, а также из введения, заключения, списка литературы.
Глава I. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования.
.1 Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции.
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие разных сфер социальной политики государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семьи и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, спортивные, коммерческие, общественные институты — все, кто заинтересован в совершенствовании системы педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время, то есть системы дополнительного образования детей.
В настоящий момент уже разработано немало различных концепций дополнительного образования детей (Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О дополнительном образовании», Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы, проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года», Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области», проект Концепции «Воспитание оренбуржца ХХ1 века» и др.). Авторами определены новые образовательные ориентиры, выявлена новая система образовательных ценностей, обозначены технологии проектирования индивидуально-личностных, персонифицированных образовательных систем, рассмотрено содержание дополнительного образования детей.
Содержание образования (Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С.) — один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор умений и убеждений. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер) состоит из следующих структурных компонентов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления — знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления — умений и навыков; опыта творческой деятельности — в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений .
Каждый из этих видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:
знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании ребенка верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению социальной культуры народа;
опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у детей к дальнейшему развитию культуры. Самостоятельность и инициативность как показатели сформированности у человека умений творчески работать складываются у каждого сугубо индивидуально, но программировать их в содержании образования необходимо;
опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека состоит не в знаниях и умениях, хотя и предполагает их. Отношения к миру, к самому себе и другим людям проявляются в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Усвоение ребенком социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности детей.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, содержание образования является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности ребенка, а также выступает инструментарием конструирования и осуществления этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее культуры.
На современном этапе развития учреждений дополнительного образования выделяют следующие функции [4]:
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса (удовлетворение потребности познавательного или личностного развития, общение, досуг и времяпрепровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности);
г) экономического спроса (возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д. — для взрослых и допрофессиональная подготовка — для детей);
д) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей).
а) развивающая (создание образовательной среды, обеспечивающей.
условия для физического и психического развития детей: реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);
б) компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье, в школе);
в) релаксационная (возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе);
г) консультационная (для педагогов, родителей и детей).
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.
Итак, насущная задача педагогических коллективов внешкольные учреждения — создать механизмы, структуры нового качества, нового содержания, бережно относясь ко всему, что наработано и накоплено практикой. Важно помнить, что подросток, старшеклассник приходит не в кружок, а в образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность за его развитие.
1.2 Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика.
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др.
Дополнительное образование подразделяется на общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. В учреждениях общего дополнительного образования в частности обучаются дети и подростки в возрасте до 18 лет, с целью общего культурного эстетического развития. В учреждениях дополнительного профессионального образования повышаю квалификацию и проходят профессиональную переподготовку взрослы, с целью приобретения и расширения новых профессиональных знаний.
Исходя из этого, существуют такие типы учреждений дополнительного образования, как учреждения общего дополнительного и учреждения дополнительного профессионального образования. К учреждениям дополнительного общего образования относятся: клубы, дворцы, станции, музыкальная и художественная школы, клубы и т.д. к учреждениям профессионального дополнительного образования можно отнести следующие учреждения:
· институты повышения квалификации: учебные центры профессиональной переподготовки, межотраслевые региональные центры повышения квалификации;
· курсы (школы, центры).
При учреждениях высшего и среднего профессионального образования могут создаваться структурные подразделения, которые ведут свою деятельность по двум направлениям:
· повышение квалификации, профессиональная переподготовка и подготовка педагогических кадров, находящихся в ведомствах высших и средних профессиональных учебных заведений (институты, факультеты);
· повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов проводится: в учреждениях высшего профессионального образования эти функции выполняют факультеты, межотраслевые региональные центры, курсы повышения квалификации; в учреждениях среднего профессионального образования (к ним относятся отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и курсы повышения квалификации).
Учреждения, имеющие лицензию, могут вести образовательную деятельность в сфере дополнительного образования и взрослых и детей, независимо от возраста, в учреждениях различных типов и организаций. При наличии такого типа учреждения дополнительного образования, возрастные рамки в них не устанавливаются. К таким учреждениям можно отнести: дома знаний, учебные центры, народные университеты, институты непрерывного образования и т.д.
Учреждения дополнительного образования позволяют лучше организовать внеклассную и внешкольную работу учащихся. Учреждения дополнительного образования являются основным базисом, на котором выстраивается все дополнительное образование. В настоящее время существуют различные виды учреждений дополнительного образования. На протяжении времени виды учреждений дополнительного образования постепенно меняются. Различают следующие виды учреждений дополнительного образования: художественные, музыкальные и спортивные школы, школы искусств, школы танцев, студии, кружки, клубы. Рассмотрим наиболее интересные виды учреждений дополнительного образования.
Для всех видов учреждений дополнительного образования должно быть обеспечено достаточное по площади количество помещений, которое обязательно включает помещения для занятий, гардероб, санузел. Для учреждений художественного образования имеются определенные требования. Мастерские масляной живописи должны иметь площадь не менее пяти квадратных метра на одного учащегося. Высота потолка должна быть не ниже 3,6 метра. Мастерская для акварельной живописи должна иметь площадь на одного обучающегося не менее четырех квадратных метра, при высоте потолка не менее 3,6 метров. Мольберты для акварельной и масляной живописи могут быть размещены полукругом. К мастерским обязательно должна примыкать кладовая для хранения рисунков.
Образовательные учреждения дополнительного образования реализуют следующие виды дополнительного образования: научно-технические, спортивно-технические, физкультурно-спортивные, художественно-эстетические, туристко-краеведческие, эколого-биологические, военно-патриотические, социально-педагогические, культурологические, естественнонаучные. Порядок приема учащихся во все виды учреждений дополнительного образования определяется уставом образовательного учреждения. Во всех видах учреждений дополнительного образования вся образовательная деятельность должна быть направлена на развитие творчества и самопознания. Все виды учреждения дополнительного образования ставят своей целью адаптацию учащихся к жизни общества. Все виды учреждений дополнительного образования учитывают запросы и потребности детей и семьи, национальные и культурные традиции. Во всех видах учреждений дополнительного образования организуются и проводятся массовые мероприятия, создаются условия для организации содержательного досуга.
Таким образом, специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние — свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное развивающейся личности.
1.3 Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций.
образование организаторский подросток лагерь.
В проекте Закона РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.
Анализ опыта современных учреждений дополнительного образования детей позволил нам увидеть следующие особенности содержания деятельности:
· дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов;
· дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Кроме того, можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других;
· содержание образовательного процесса практически значимо для ребенка в следующих аспектах: приобретение практических навыков, допрофессиональная подготовка, достижение успехов в общеобразовательной школе и др.;
· содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Можно говорить о развитии межпредметных связей внутри структурных подразделений и за пределами учреждения;
· в основе образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
Современные нормативные документы по вопросам дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительного образования: научно-техническая, спортивно-техническая, художественно-эстетическая, культурологическая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, социально-педагогическая и другие. В каждой из этих направленностей могут быть представлены разные варианты учебных предметов, которые определяет само учреждение.
Итак, заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:
представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;
ведомственно подчинены нескольким федеральным министерствам;
по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;
во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль — дополнения;
по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;
призваны содействовать воспитанникам в профессиональной ориентации, организуя длительный процесс профессиональных проб;
в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;
педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.
Глава II. Осуществление воспитательного процесса на примере детского оздоровительного лагеря.
Подростковый возраст — возраст интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Переживания подростка отличаются от переживаний младшего школьника более обобщенным характером.
Имея больший социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, выразить их, понять, чем они вызваны. Чем старше подросток, тем отчетливее он определяет природу своих трудностей и понимает, что ему может помочь.
В практической части курсовой работы мы представим опыт работы в детском оздоровительном лагере им. Фрунзе (п. Андрияновка), где в период прохождения практики с помощью социального педагога изучались особенности организаторских способностей детей в подростковом возрасте.
Организаторские способности в подростковом возрасте необходимо развивать вследствие того, что в условиях общественных преобразований значительные требования предъявляются к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения, к развитию социальной компетентности. Организаторские способности проявляются в умении убеждать людей, объединять их для достижения определенной цели. Таким образом, организаторские способности, как и коммуникативные, на наш взгляд, могут рассматриваться как важнейший структурный компонент социальной компетентности.
Организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы.
2.1 Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.
В своей практической работе мы решили рассмотреть работу социального педагога по развитию организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере более подробно. На основе изученного материала мы попытались собрать, структурировать и составить собственный материал, который можно условно разделить на два практических направления:
1. Социально-педагогическая диагностика для исследования и определения последующих задач работы с детьми и временным коллективом.
. Психологические игры, тренинги, упражнения для активизации процессов самопознания, гармоничного развитие личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной сферы, межличностного взаимодействия.
Важнейшим направлением в работе социального педагога является психологическая диагностика ребенка и временного коллектива лагеря, так как только на основе полученных результатов может строится дальнейшая работа социального педагога с ребенком и с отрядом в целом.
Цели, поставленные социальным педагогом детского лагеря при использовании тех или иные диагностических средств, на наш взгляд, могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.
Наиболее подходящими являются такие методики как:
— Методика «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач».
— Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).
— Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
— Тест на объективность.
— Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2).
— Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (тест Т. Лири).
2. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в группе.
Для этого подходят следующие методики:
— Тестовая методика «Я -лидер» (Тихомировой Е.И).
Используемые для достижения поставленных целей методики должны отвечать следующим требованиям:
— простота и процедурная доступность для проводящих исследование педагогов;
— непродолжительность процедуры по времени, неутомительная для подростков;
— наличие элементов занимательности, желательны игровые формы.
Представленные выше методики можно разделить по некоторым параметрам в зависимости от длительности нахождения в лагере.
Входная диагностика (диагностика оргпериода). Необходимо собрать следующие данные: общие сведения о ребенке, ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, нравственную воспитанность, самооценку, круг интересов.
Текущая диагностика (основной период). Определяется эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений.
Итоговая диагностика (итоговый период). Диагностируется личностный рост каждого члена отряда, удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.
На основе изученной литературы и проведенных исследований нами был разработан тренинг для знакомства детей в первые дни лагерной смены. Мы выбрали именно это направление, потому что:
1. Первые дни ребенка в лагере самые тяжелые. Они предполагают обустройство детей в комнатах, знакомство друг с другом, выбор симпатий, адаптацию в коллективе.
2. В организационный период у детей проводятся первые диагностики каждого ребенка и коллектива в целом. Такой тренинг позволит детям объединиться, почувствовать себя в едином целом коллективе.
. Проведенная первичная диагностика и тренинг общения позволит корректировать дальнейшую программу деятельности.
Учитывая данные положения мы определили для себя, что такие занятия являются важнейшими в начале деятельности в рамках воспитательного процесса.
Мы определили тему нашего тренинга: общение, умение вступать в контакт.
Его целью является: знакомство детей друг с другом. Задачи: создать доброжелательную атмосферу в отряде; обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом; побудить детей к высказыванию своих мыслей; дать возможность детям познакомиться и пообщаться друг с другом.
Наш тренинг включает в себя четыре упражнения: «Улыбка», «Знакомство», «Если б я был вожатым то…», «Друг к дружке». Каждое упражнение имеет свою цель и инструкции к проведению.
Мы предполагаем, что наш тренинг позволит детям на начальном этапе жизни в лагере побыстрее познакомится со сверстниками, освоится в отряде, адаптироваться к условиям лагерной жизни. А нам, в свою очередь, тренинг покажет, кто из ребят имеет проблемы с общением, с кем стоит продолжать упражнения, как строить свою программу работы.
Наряду с применением диагностических материалов, нами сделан акцент на использование игровых форм, так как именно они, на наш взгляд, являются универсальным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно эффективна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном социуме. Она позволяет педагогу вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать личностный рост ребенка в целом. Для подростков игровая направленность социально-педагогического процесса — это, прежде всего, возможность примерить на себя различные социальные роли, реальная возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. А главное — игровые формы несут в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку, ребенку в частности, трудно состояться как личности.
2.2 Апробация программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере.
Апробация программы развития организаторских способностей происходила на базе детского оздоровительного лагеря им. Фрунзе в п. Андрияновка. Реализация программы осуществлялась на примере 3 отряда детей в возрасте 14-16 лет, состоящего из 25 человек, из них 12 девочек и 13 мальчиков.
Если рассмотреть категории семей, то дети из неполных семей составили 10%, из малообеспеченных 6%, дети из многодетных семей — 5%, остальные дети (69%) — из благополучных семей.
Для определения уровня развития организаторских способностей в течение лагерной смены с детьми было проведено анкетирование, тренинги, различные игры и упражнения.
В детском оздоровительном лагере с детьми и подростками работает следующий кадровый состав:
1. Директор лагеря;
2. Старший воспитатель;
8. Преподаватели хобби-классов.
Специалистов отличает высокий уровень профессионализма и конечно любовь к детям.
Специалистами используются различные формы и методы работы с детьми: это и спортивные игры, викторины, конкурсы, коллективно-творческие дела, экскурсии, походы. Но, также, учитывая специфику детей для реализации социально-профилактического блока, используются различные виды терапии (музыкотерапия, изотерапия, трудотерапия, сказкотерапия и т.д.), также одной из форм работы являются социально-педагогические тренинги, которые направлены на сплочение коллектива, развитие коммуникативных и организаторских способностей. Положительно влияют на восстановление личности детей физкультурно-оздоровительные мероприятия, пробуждающие активность, дух соперничества. В целях развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня организуются посещение библиотеки.
Во время работы лагеря вожатые «отслеживали» настроение детей (методика САН).
В начале смены большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Ребята, которые знали друг друга, сразу же создавали маленькие группы, не желая вливаться в жизнь коллектива. Но к концу первой недели большая часть детского коллектива уже принимала активное участие в мероприятиях лагеря.
Примечательно, что наравне со спортивно-оздоровительным блоком популярностью у детей пользовались мероприятия социально-профилактической направленности, а именно разработанные автором тренинги развития способностей. Чаще всего эти занятия выходили за рамки выбранной темы и отведенного времени.
Большой интерес вызвал День самоуправления, в который дети смогли проявить свои лидерские и организаторские способности.
Активно дети обсуждали игру по станциям «Чемодан лидера». Дети делились впечатлениями от игры, обсуждали ее результаты.
Большое значение для развития организаторских способностей имеет тренинг «Я-лидер», в ходе которого был проведен одноименный тест Е.И. Тихомировой. Во время тренинга ребята обсудили способы поведения и признаки, характерные для лидера, для уверенного в себе человека, отработать на практике некоторые из этих способов поведения. На практике потренировались в отстаивании своих убеждений.
Тренин «Я-лидер» был неформальной подготовкой к игре по станциям «Чемодан лидера», в результате которого были выявлены не только лидерские качества каждого ребенка, но и определились лидеры отряда.
Особый интерес вызвал у ребят тематический праздник «день оживших сказок». При подготовке к данному мероприятию ребята смогли проявить все свои организаторские и творческие способности, т.к. самостоятельно, при минимальной помощи вожатых и педагогов, придумывали сценарии и занимались организационными вопросами, связанными с реализацией своих проектов. В результате постановка сказки «Маша и медведи на новый лад» 3 отряд занял второе место в общелагерном зачете.
Во время Выставки достижений практически ни один ребенок не остался безучастным. Благодаря работе социального педагога и поддержки вожатых и ребят из своего отряда каждый ребенок смог продемонстрировать свои таланты и умения.
Анализируя программу развития организаторских способностей можно сделать следующий вывод: программа имеет педагогическую направленность. От ребят были получены положительные отзывы о проведенной смене. В ходе смены дети принимали участие в тренингах, различных конкурсах, мероприятиях, праздничных концертах, играх.
Конечно, за одну смену результат программы наблюдать невозможно. Но мероприятия в данном направлении проводятся регулярно во время лагерных смен. Работа лагеря является частью одного из основных направлений работы с детьми, по развитию организаторских способностей.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что каждый из этой группы детей имеет проблемы общения и социализации. Каждый ребенок в лагере ведет себя по-разному. Но во время занятий, проводимых социальным педагогом заинтересованность была у всех. Общие темы, предлагаемые для обсуждения, плавно переходили на конкретные ситуации аналогичные ситуации, в которых находились дети, и их родители, незаметно для себя в обсуждении таких ситуаций ребята сами находили ответы на интересующие их вопросы.
Подводя итоги работы этой смены можно с уверенностью говорить о том, что программа, направленная на развитие организаторских способностей имеет большое значение в становлении и развитии социально здоровой личности, а также имеет значение для воспитания современных подростков.
Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.
В работе была сделана попытка выявить и проанализировать особенности развития организаторских способностей детей подросткового возраста. Следует отметить, что в решении этой проблемы может помочь работа социального педагога на базе детского оздоровительного лагеря, которая направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Воспитательные системы детских оздоровительных лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.
Социальный педагог помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. Он помогает разобраться в трудностях, сопровождающих подростковый возраст. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.
Таким образом, учреждения внешкольного образования и воспитания являются сегодня ли не самым демократическим институтом обучения, образование воспитания, предоставляющим юному поколению самые разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивают не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дают реальные и дифференцированные возможности для их духовного и физического развития.
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2008. — 315 с.
2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2009. — №7. С. 50.
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2007 г., г. Минск. — Мн., 2003. -С. 194-196.
4. Антипова Н.Ю. Детский оздоровительно-образовательный лагерь — среда саморазвития личности подростка // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях ВУЗа. Улан-Удэ, 2005. — С. 218-223.
. Антипова Н.Ю. Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях ВУЗа. Улан-Удэ, 2004. — С. 58-60.
6. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. — Внешкольник. — 2007. — №9. — с. 6-8.
7. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. — Ярославль: Академия развития, 2009. — 256 с.
8. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
9. Беляева Л.A. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха // Доп. образование и воспитание. 2007. — №4 — С. 12.
10. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — М.: Инфра-М, 2008. — 132 с.
11. Беляева Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н.М. Беляева // Пазашкольнае выхаванне. — 2007. — №3. — С. 16-22.
. Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 2006. — №3-4.
. Бруднов А.А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. — 2005. — №2. — С. 16-17.
. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. — 2008. — №3. — С. 21-23.
15. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся / Вежевич Т.Е. Улан-Удэ: Бэлиг, 2005. — 172 с.
16. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/ Под ред. М.Е. Сысоевой. — М.: Московское городское педагогическое общество, 2010. — 120 с.
. Возрастные особенности детей. Методы работы с детьми разных возрастов / Информационный Портал «Детский Оздоровительный Лагерь» — всё о детских загородных лагерях. — www.dolager.ru — 2011.
. Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Гинзбург Ф.В., Гинзбург Ю.Ф. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 158 с.
19. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 238 с.
20. Детский оздоровительный лагерь: Опыт успешной практики управления и маркетинга в сфере отдыха, оздоровления детей/ М.: МОО «Содействие детскому отдыху», 2010. — 60 с .
. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. — Волгоград: Учитель, 2007. — 166 с.
22. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. — 2010. — №3.
23. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. — 220 с.
. Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. — Мозырь: Содействие, 2008. — с. 20-24.
25. Карасева Н.А. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова. — Мн.: «Беларусь», 2004. — 243 с.
. Куприянов Б.В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей? / Электронный ресурс. Режим доступа: #»justify»>27. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. — М., 2006.
Теги: Особенности воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования Курсовая работа (теория) Педагогика.