Дополнительное образование для школьников – что предлагают российские ВУЗы?

«Продвинутые» старшеклассники, нацеленные на поступление в ведущие ВУЗы России (причем на бюджетные места), выбирают занятия на подготовительных курсах при университетах. Давайте более подробно поговорим о том, что предлагают современные ВУЗы школьникам, на примере таких ведущих российских университетов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений и Уральский федеральный университет.
Современным школьникам достаточно часто приходится сталкиваться тем, что полученных в школе фундаментальных знаний (несмотря на их достаточно высокий уровень) для поступления в ведущие ВУЗы не хватает. Мало того, сами педагоги все чаще и чаще говорят о том, что старшеклассникам, которые планируют получать высшее образование, необходимо заранее побеспокоиться о дополнительной подготовке к вступительным экзаменам (точнее, к ЕГЭ, поскольку именно его результаты рассматриваются приемной комиссией при поступлении в российские университеты).
Подготовиться к вступительным экзаменам сегодня можно несколькими способами:
пройти апробированные курсы или прослушать лекции с возможностью обратной связи на соответствующих веб-ресурсах; нанять репетитора, который «подтянет» по определенному предмету; поступить на курсы подготовки к ЕГЭ.
Однако у всех этих способов имеется один, но существенный недостаток – они направлены скорее на расширение фундаментальных знаний, чем на подготовку к обучению в ВУЗе. Поэтому наиболее «продвинутые» старшеклассники, нацеленные на поступление в ведущие ВУЗы России (причем на бюджетные места), выбирают занятия на подготовительных курсах при университетах.
Сразу скажем, что такой вид дополнительного образования имеет еще целый ряд преимуществ. Во-первых, занятия ведут преподаватели ВУЗа, что позволяет школьникам и их родителям выяснить профессионализм преподавательского состава еще до поступления в учебное заведение. Во-вторых, посещение подготовительных курсов дает возможность познакомиться с инфраструктурой ВУЗа, благодаря чему вчерашний школьник намного быстрее осваивается в стенах альма-матер. В-третьих, прямое общение с преподавателями и студентами помогает ребятам понять, правильный выбор профессии они сделали или нет. Соответственно, на этом этапе у них еще есть возможность исправить ошибку (если она была допущена) и тем самым не «потерять» несколько лет своей жизни.
Ну а теперь давайте более подробно поговорим о том, что предлагают современные ВУЗы школьникам, на примере таких ведущих российских университетов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений и Уральский федеральный университет.
Довузовская подготовка на базе МГУ.
Факультет дополнительного образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова охватывает практически все направления и аспекты довузовской подготовки. В частности, здесь проводятся занятия для учеников младшей школы (1-4 класс) по развивающей программе «Занимательная математика». На базе каждого факультета работают подготовительные курсы, где школьники могут «подтянуть» свои знания по определенному предмету. Различные кружки и образовательные курсы, организованные на базе МГУ, позволяют школьникам совместить учебу со своими увлечениями, а центр профориентации – определиться с будущей профессией.
Отдельного разговора заслуживает Малая академия МГУ, которая помогает школьникам не только подготовиться к вступительным экзаменам, но и «найти себя». Основные направления работы Малой академии включают в себя:
образовательные и развивающие курсы – направленные на углубленное изучение школьной программы и расширение кругозора школьников; проектную и научно-исследовательскую деятельность – школьники имеют возможность осуществлять научные исследования под наблюдением ведущих специалистов университета, с параллельным изучением теории предмета и посещением семинарских занятий; экспериментальные площадки – организация занятий не только на территории университета, но и в школах, и организациях начального и среднего профессионального образования; социальные проекты – работа с социальными приютами, детскими домами, детьми из неблагополучных семей и детьми-инвалидами, которая включает в себя мероприятия, направленные как на стимулирование интереса к учебе, так и на оказание психологической помощи.
Довузовская подготовка в МГИМО.
Деятельность факультета довузовской подготовки МГИМО направлена на успешную сдачу школьниками ЕГЭ, развитие системы профориентации, создание всех необходимых условий для усовершенствования профильной подготовки, проведение предметных школьных олимпиад и т.д.
Школьникам предлагается на выбор два варианта программы обучения «Абитуриент»: рассчитанную на учеников 10-11 классов (2 года), и ускоренный вариант (1 год), предназначенный для 11-классников. Оба варианта программы «Абитуриент» включают в себя занятия направленные на:
подготовку школьников к ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, а также по другим профильным предметам университета; подготовку старшеклассников к дополнительным вступительным экзаменам ВУЗа.
Также на базе МГИМО реализуются модульные программы изучения иностранных языков (немецкий, английский, испанский, французский), ориентированные как на подготовку к ЕГЭ, так и на усовершенствование общеразговорных знаний.
Довузовская подготовка УФУ.
Факультет довузовской подготовки УФУ предлагает большое количество образовательных программ , направленных на ликвидацию разрыва между уровнем фундаментальных знаний, получаемых в школе, и требованиями, которые предъявляются университетом к студентам 1 курса. Программы ориентированы на старшеклассников и учитывают:
уровень знаний и характер увлечений школьников; особенности школьного расписания; особенности факультета, на который собирает поступать школьник; место жительства и финансовые возможности слушателя.
Школьники могут проходить довузовскую подготовку либо на вечерних курсах, которые включают в себя занятия по математике, физике, русскому языку, химии, английскому языку, информатике, обществознанию и истории, либо на воскресных курсах, где школьник может «подтянуть» свои знания по математике, физике, химии, истории, русскому языку и обществознании.
Основные функции довузовской подготовки школьников.
Важно понимать, что все программы довузовской подготовки школьников выполняют следующие функции:
развивающая – направлена на выявление творческих способностей школьника и удовлетворение его интеллектуальных потребностей; воспитательная – помогает становлению личности ребенка и повышает его уровень социальной адаптации; компенсирующая – обеспечивает ликвидацию пробелов в фундаментальных знаниях, полученных в школе; корректирующая – ориентирована на приведение существующего уровня школьного образования в соответствие с требованиями ВУЗов; адаптирующая – облегчает адаптацию школьника к учебному процессу в ВУЗе и жизни в студенческом сообществе.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод: довузовская подготовка – это эффективный инструмент социально-профессиональной адаптации школьника, который стремиться к получению высшего образования .