Дополнительное образование детей: курс на систематизацию и поддержку талантливой молодежи.

Предлагаем вам более детально рассмотреть, что же происходит и будет происходить в ближайшее время с дополнительным образованием детей.
Буквально 20-30 лет тому назад дополнительное образование детей в России ограничивалось кружками (прикладное искусство, авиамоделирование, шахматы и т.д.) и спортивными секциями. Сегодня же детям доступны самые разные направления обучения, которые появились в ответ на запросы молодежи: граффити, воркаунт, паркур, программирование, веб-дизайн, джампинг, современные танцы и другие.
И каждый день появляются все новые и новые направления, которые нуждаются в упорядочивании — систематизации. Правительством уже намечены первые шаги и определен их структурный план. Конечно же, это еще только общие черты, но начало положено, и это замечательно. Предлагаем вам более детально рассмотреть, что же происходит и будет происходить в ближайшее время с дополнительным образованием детей.
Два в одном.
В России исторически закрепилось два направления работы с талантливой молодежью : школы и клубы.
Школы. Сюда относятся спортивные, художественные, музыкальные и театральные течения. Здесь четко распределен режим работы (тренировок) и система оценивания накопленных знаний. Цель этого направления заключается в достижении желаемого результата, признанного определенным стандартом в обществе.
Клуб. Имеет пестрое сочетание интересов. Поэтому здесь можно встретить практически полный спектр предпочтений: от необычных до самых распространенных. Детский коллектив сам определяет ход и содержание занятий. Причем от детей не требуется, чтобы они достигали совершенного владениями всеми премудростями направления, поскольку отношение к знаниям в клубах достаточно либеральное.
Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации занятий и оценке достигнутых результатов, клубы и школы преследуют одну цель — поддержка талантливой молодежи.
Направления дополнительного образования.
Существующие на сегодняшний день направления дополнительного образования можно условно разделить на шесть основных категорий:
туристическо-краеведческая; естественнонаучная; художественная; социально-педагогическая; техническая; физкультурно-спортивная.
Каждая из этих категорий регулярно пополняется под чутким руководством талантливых детей и молодежи, благодаря чему неформальные практики постепенно «легитимируются».
Особой же популярностью среди молодого поколения сегодня пользуются такие направления, как: фотография, современные танцы, программирование, волонтерство, киберспорт, косплей и т.д.
Примечательно, что если молодежь пополняет список направлений дополнительного образования , основываясь на своих увлечениях, то родителей, которые также принимают активное участие в формировании данного списка, интересует совершенно другое. Для них важно, чтобы дополнительное образование было связано с освоением какого-либо дополнительного предмета или подготовкой к основным экзаменам.
Систематизация дополнительного образования.
Систематизация дополнительного образования началась еще в 2012 году, когда закон «Об образовании» четко разделил все программы допобразования на предпрофессиональные и общеразвивающие. При этом была предусмотрена систематизация дополнительного образования в зависимости от требований к результатам. В частности, общеразвивающие программы делятся на такие уровни:
досуговые (допускается полное отсутствие результата и механизма его измерения); продуктивные (определенные параметры к получаемому продукту); обучающие (регламентированные требования к учебным результатам).
По сути, сегодня происходит упорядочение дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования по уровню заинтересованности и углубленности процесса.
Поддержка талантливой молодежи.
Решая проблему поддержки одаренной молодежи , правительство России планирует решить целый ряд вопросов. В том числе:
Оказание правовой и финансовой поддержки организациям, занимающимся обучением талантливых детей. Укрепление отношений и взаимосвязи между такими образовательными структурами. Организация мероприятий, направленных на повышение уровня квалификации педагогического коллектива, имеющего отношение к образовательному процессу талантливых детей. Для такой категории нужны не менее талантливые учителя. Разработка современных подходов к обучению одаренных детей, начиная со школьников и заканчивая студентами высших учебных заведений.
Отметим, что некоторые направления развития молодежи сегодня уже реализованы: в частности, определены механизмы финансирования и разработана необходимая нормативно-правовая база (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов ).
Требования к программам поддержки талантливых детей.
Программы, направленные на поддержку талантливых детей включают в себя следующие аспекты:
пути выявления талантливых детей через проведения различных соревнований; создание достаточного количества мест для развития талантов и способностей; приоритетное трудоустройство одаренной молодежи; выплата премий, грантов и стипендий молодым людям, проявившим выдающие способности; создание базы данных организаций, специализирующихся на развитии талантов молодежи; доступность проявления таланта для любой категории; индивидуальный подход к каждому воспитаннику; поощрение преподавателей; создание новых проектов.
Инструменты выявления и поддержки талантов.
Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.
Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.
Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:
60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц); 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).
Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.