ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Вокально-инструментальный ансамбль»

Транскрипт.
2 МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа 2» Казачинско-Ленского района Иркутской области СОГЛАСОВАНО Руководитель МС / И.А. Тримасова Протокол от сентября 2015г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа 2» /Е.П.Русанова/ Приказ от сентября 2015г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Вокально-инструментальный ансамбль» Возраст обучающихся -17 лет Срок реализации 2 года Автор-составитель программы: Кац Аркадий Владимирович, педагог дополнительного образования Улькан 2015.
3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разработка данной программы дополнительного образования по музыкальному воспитанию школьников обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с подростками в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: периферийность поселка, удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребенка, неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Программа рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с подростками. Программа составлена на основе программы И.М. Красильникова «Ансамбль клавишных синтезаторов» (Программы дополнительного художественного образования детей.- М.: Просвещение, 2007.) Программа состоит из разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания и др. Количественный состав групп: от до 15 человек. Наличие материально- технической базы, просторного звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса, воспитательных мер позволяет создать при школе свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит конкурентно способность музыкального коллектива на рынке воспитательно-образовательных услуг и дальнейшее развитие творческой личности подростка. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно- ориентированного образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства. Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями. Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности подростка, способного адаптироваться в социуме. Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный результат в развитии художественно-эстетического вкуса подростков. Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.
4 Цель программы: наполнение активным содержанием свободного времени школьников; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме. Задачи программы: приобщение подростков к основам мировой музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественносамостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма. Программа рассчитана на подростков лет. В коллектив принимаются все желающие школьники. Срок реализации программы- 2 года по 102 часа в год (по 1,5 часа 2 раза в неделю). Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации своих творческих способностей. Планируемые результаты реализации программы 1. Владеют определенными навыками игры на музыкальном инструменте (гитара, ударные, клавишные). 2. Знакомы с основами музыкальной грамоты. 3.Знают и применяют буквенные обозначения аккордовых позиций (в пределах 1-9 лада) 4.Умеют подобрать по слуху небольшой отрывок популярной песни. 5.Умеют настраивать инструмент (гитара). 6.Умеют исполнять одну- две песни самостоятельно аккомпанируя. 7.Владеют основными навыками коллективной игры в ВИА..Участвовали в школьных вечерах, концертах. 9.Желают проявить себя в творческих отчета, школьных концертных выступлениях. 10Стремятся к самообразованию (совершенствованию игры на инструментах). 11.Владеют навыками разбора партий по табулатуре. 12.Считают, что обучение в ансамбле поможет им самореализоваться. Для определения результативности реализации программы в течение года дважды проводятся аттестации обучающихся: промежуточная и итоговая. Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся: — выполнение творческих музыкальных заданий; — тестирование; — проведение конкурсов, музыкальных викторин; — концертная деятельность. Концертная деятельность на всех этапах обучения является основным видом контроля и особым стимулом к творчеству. Это способствует усвоению детьми музыкального материала, воспитывает и развивает навыки творческой самостоятельной работы, вызывает живой интерес и тягу к музыкальному искусству.
5 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения. Содержание и виды занятий Кол-во часов 1 Индивидуальные занятия на инструменте Постановка голоса. Основы музыкальной грамоты. Творческие часы (включая беседы, слушание музыки) Групповые занятия на инструментах. Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы). II год обучения Теория практика Итого: 102 часа в год Содержание и виды занятий Кол-во часов 1. Основы музыкальной грамоты Выработка инструментально-ансамблевых навыков. 30 Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация). 3. Творческие часы (мастер- классы) Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в 10 конкурсах, фестивалях) теория Практика Итого: 102 часа в год I год обучения. III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Индивидуальные занятия на инструменте. 1. Шестиструнная гитара. теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него. Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
6 2. Ударные инструменты (малый барабан, хетт, большой барабан). знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре. Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением); ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков. 3. Клавишные инструменты. основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов. Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху. 4. Постановка голоса. основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле. Практическая работа: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном. 5. Групповые занятия на инструментах. основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии. Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства. Творческие часы: диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах. 6. Концертная деятельность (творческие отчеты) основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы. Практические занятия:
7 участие в классных мероприятиях, школьных праздниках, творческие встречи с другими группами школьного ВИА (творческий отчет) II год обучения. 1.Электрогитара. основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары в табулатуре. Практические сведения: функции бас- гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритмгитарах);аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; игра по табулатуре; подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза. 2. Ударные инструменты. устройство и расположение инструмента на концертных выступлениях; возможности инструмента ( партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента. Практические занятия: игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте. 3. Клавишные инструменты. роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры. Практические сведения: исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства. 4. Постановка голоса. гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении; правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации. Практические сведения: работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии); создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном. 5. Ансамблевая работа. функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных партий наизусть и по табулатуре. Практическая работа:
8 работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть). 6. Творческие часы. Концертные выступления. основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях школы. Практическая работа: участие в школьных, поселковых и городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах. IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Материально — техническое оснащение школьного ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современным запросами общества. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее: акустическая гитара (2-4 шт.); электрогитары ( бас и ритм, сологитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные инструметы(синтезатор);микрофоны(2-4 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники, стереомагнитофон, гитарный процессор, звукоисказитель для электрогитары,стойки для микрофонов (2-3 шт.),библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога. Группа первого года обучения может включать в себя от до 15 человек. На втором году обучения состав ансамбля не должен превышать -12 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их звучание умеренное. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах, концертная и гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.
9 V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Сборники: Многосерийные издания для ВИА. 2.Эстрадная музыка радио, — кино, — театра. 3.Сборники российских рок- групп«кино», «Любэ», «Машина времени»,«ария»,«алиса». 4.Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г. 5.Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г. 6.Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г. 7.Журналы «Искусство», «Музыка в школе».альманах «Звезды рока», М, 2002 г. Методическая литература: По постановке голоса: 1. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К.190 г 2. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П., 193г. По индивидуальному обучению на инструментах: Ударные инструменты: 1. Галоян Э. «Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном», М., 1972г. 2. Зинкевич В., Бориц В. «Курс игры на ударных инструментах» ч.1, Л-М 1979 г. 3. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах», М., 192 г. 4. Снегирев В. «Этюды для малого барабана» М., 1979г Клавишные инструменты: 1. Бриль И «Практический курс джазовой импровизации» М.,1979 г. 2. Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология), К., 194 г. Гитара, электрогитара, бас- гитара: 1. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г. 2. Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г. 3. Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля», М. 1979г 4. «Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г. По теории музыки: 1. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки», М., 1979г. 2. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М, 1992г. По аранжировке, инструментовке, методике работы ВИА: 1. Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокальноинструментальных ансамблей» М., 1993 г. 2. Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г. 3. Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей. Для учебно-образовательных бесед: 1. Копен В. «Рождение джаза» М., 1994г. 2. Овчарова Р. «Технологии образования практического психолога», М.,2000г. 3. Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г. 4. Журналы «Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство» 5. Журналы «Школьные технологии» 1,5, 2000г. 6. Рожков М., Байбородова Л. «Организация воспитательной работы в школе», М., 1999г. 7. Синицина Г.«Воспитание современного школьника», Омск, 2000г.. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. «Организация дополнительного образования детей». Практикум. М. Владос, 2003г.