Должностная инструкция.

Методист (дополнительное образование)
Образец должностной инструкции методиста.
Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
1. Общие положения.
1.1. Методист относится к категории специалистов.
1.2. На должность методиста принимается лицо:
1) отвечающее одному из указанных требований:
а) имеющее высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, а также опыт работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
б) имеющее высшее образование (специалитет или магистратуру) и дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
в) имеющее высшее педагогическое образование (магистратура) в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Методист должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных;
2) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы);
3) теорию и практику маркетинговых исследований в образовании;
4) методические основы маркетинговых исследований в образовании;
5) тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых;
6) нормативные правовые акты, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и (или) взрослых;
7) современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
8) локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
9) методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
10) направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире;
11) направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области);
12) источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности;
13) современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
14) особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
15) возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
16) стадии профессионального развития педагогов;
17) правила слушания, ведения беседы, убеждения;
18) приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логики и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога;
19) требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
20) меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;
21) основы трудового законодательства Российской Федерации;
22) Правила внутреннего трудового распорядка;
23) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
24) ……… (другие документы, материалы и т.д.)
1.4. Методист должен уметь:
1) формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее — исследования), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения;
2) формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования;
3) обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования;
4) организовывать апробацию разработанного инструментария;
5) распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования;
6) использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами;
7) анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования;
8) проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога;
9) оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
— порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
— современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования;
— образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания;
— требованиям охраны труда;
10) анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
11) консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции;
12) организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами;
13) оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта;
14) использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
15) готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты;
16) планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ;
17) анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами;
18) разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
19) производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению;
20) обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа;
21) разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
22) обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации;
23) проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;
24) оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
25) ……… (другие навыки и умения)
1.5. Методист проходит обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
1.6. Методист в своей деятельности руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Методист подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.8. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции.
2.1. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:
1) организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
2) организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;
3) мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности.
3.1. Методист исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых:
1) организовывает разработку и (или) разрабатывает программы и инструментарий для изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
2) осуществляет организацию и (или) изучение рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
3) осуществляет формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг по дополнительному образованию детей и взрослых.
3.1.2. В рамках трудовой функции организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования:
1) проводит групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов;
2) осуществляет контроль и оценку качества программно-методической документации;
3) осуществляет организацию экспертизы (рецензирования) и подготовку к утверждению программно-методической документации;
4) осуществляет организацию под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
3.1.3. В рамках трудовой функции мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ:
1) осуществляет посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами;
2) разрабатывает рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса;
3) осуществляет организацию под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……… (другие обязанности)
3.2. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
Методист имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов документов по организации образовательного процесса, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
4.3. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.4. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.6. ……… (другие права)
5. Ответственность.
5.1. Методист привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об образовательной деятельности;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения.
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения).