Бюджетное финансирование в системе образования.

Данный раздел может рассматриваться как важне йш ая составная часть темы «Хозяйственный механизм». Мы выделяем его, чтобы сконцентрировать внимание на выяснении сложных проблем финансирования отрасли образования.
Основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Государственные расходы на образование ежегодно растут, о чем свидетельствуют данные за 2001 — 2006 годы, приведенные в табл. 2 .Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является относительно стабильным показателем.
За счет средств федерального бюджета финансируется в основном высшее профессиональное образование. Структура основных расходов федерального бюджета на образование на примере 2006 и 2007 годов, наглядно отражающих увеличение финансирования этой социально значимой сферы, представлена в таблице 3.
Около 20% от общих федеральных расходов на образование получают министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения. Наиболее крупными бюджетополучателями, помимо Министерства образования и науки, являются Минсельхоз, МПС, Минздрав, Минтранс, Минкультуры.
Основную долю расходов на образование несут местные и региональные бюджеты ( около 80%).
Из бюджетов субъектов РФ финансируются в основном расходы на содержание средних специальных образовательных учреждений, учреждений интернатного типа, детских домов, профессионально­технических училищ, педагогических училищ и учреждений пе­реподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Дошкольные учреждения, школы всех видов, различные учреждения.
дополнительного внешкольного образования финансируются за счет местных бюджетов.
На долю местных бюджетов приходится основная часть расходов на образование .
Законом устанавливается государственная ответственность за финансирование общеобразовательной школы.
С 2004 года органам местного самоуправления выделяются субвенции из бюджетов субъектов РФ на реализацию государственных стандартов общего образования, оплату труда работников образования, обеспечение учебного процесса( кроме коммунальных услуг).
С 2004 года начался процесс передачи образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов РФ. В компетенции федеральных властей остаются училища, которые подготавливают квалифицированные кадры сразу для нескольких регионов или решают задачи федерального уровня (училища МПС, атомной промышленности), а также ПТУ в системе Минюста, в местах заключения. Одним из критериев, по которому училища останутся на федеральном уровне, состоит в следующем: половина учащихся в них должна быть жителями других субъектов федерации.
В федеральном бюджете предусмотрен фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Средства фонда направляются на покрытие разницы между доходами и расходами региона. Осуществляется это с помощью трансферта. Трансферт — это безадресное финансирование региона, т.е. средства полученные по трансферту могут быть использованы на любые цели по решению администрации. В последние годы все больший удельный вес в фонде финансовой поддержки регионов занимают субвенции. Субвенция — адресное, целевое направление денег из федерального или регионального бюджета.
Контроль расходования средств федерального бюджета на образования осуществляется Счетной палатой Российской Федерации как высшим органом государственного финансового контроля.
Несмотря на увеличение объемов финансирования, уровень государственных расходов на образование в России остается более низким, чем в экономически развитых странах. Так, расходы консолидированного бюджета на образование в Российской Федерации составили в 2005 году 3,7% от ВВП, в 2006 году — 3,5% , в то время как в Канаде, США, Швеции, Франции и ряде других экономически развитых стран эта доля превышает 5%.
Ежегодно возрастают объемы финансирования образования за счет внебюджетных источников, что в первую очередь связано с увеличением числа негосударственных образовательных учреждений и ростом численности обучающихся в государственных учебных заведениях на платной основе.
Бюджетные расходы на финансирование образования подразделяются на программные и непрограммные. На достижение стратегических целей и решение тактических задач средства бюджета направляются путем сметного финансирования учреждений (непрограммная часть) и на конкурсной основе (в рамках бюджетных программ).
Программно-целевое бюджетное планирование в отличие от сметного планирования, осуществляемого в основном путем индексации сложившихся затрат, исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за дости — жением намеченных целей и результатов.
В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом ре­ализации политики государства с использованием программно -целевых методов являются федеральные целевые программы (далее — ФЦП).
Разработка и реализация федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, регламентируются Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Можно говорить о российской специфике, однако, практика финансирования образовательных уровней в развитых странах показывает совсем другие пропорции и приоритеты. В среднем по ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) подушевая обеспеченность студентов ВПО в 2 раза превышает обеспеченность учащегося НПО (неправительственная организация) (в США — в 2,7 раза, в Финляндии и Швеции — в 2,4 раза, во Франции — в 1,8 раза). Таким образом, экономически развитые страны не предполагают равного финансирования сфер высшего и начального профессионального образования. В Швеции и США наблюдаются примерно одинаковые душевые расходы на учащихся начального и среднего профессионального образования, в то время как в Финляндии и Франции дифференциация по этим уровням составляет около 1,5 раза. Общая тенденция, характерная для развитых зарубежных стран заключается в значительном увеличении подушевого финансирования с ростом образовательного уровня. В Российской Федерации, как уже указывалось, почти сопоставимы по расходам на одного учащегося системы общего и среднего профессионального образования, а также высшего и начального профессионального образования.
Бюджетные расходы в области образования в удельном плане в России являются достаточно высокими и составляют порядка 4,5 % от всех расходов федерального бюджета. Эта цифра близка к аналогичным расходам в странах ЕС. К сожалению, в абсолютном выражении расходы на образование высокими назвать нельзя. Если пересчитать расходы всех уровней бюджетов в России, то в 2004 году в области высшего профессионального образования ВПО эти расходы составляли 855 долларов/студента (74 млрд. рублей расходы бюджетов всех уровней и 3 002 301 бюджетных студентов). Этот же показатель в Странах Северной Европы имеет следующие значения: Швеция — более 12 тыс. долларов, Дания и Норвегия — около 8 тыс. долларов.