030502 Судебная экспертиза. Государственный образовательный стандарт.

Министерство образования Российской Федерации.
Статс-секретарь, Заместитель Министра.
первый заместитель Министра образования Российской Федерации.
внутренних дел Российской Федерации.
____________________ В.И. Федоров __________________В.Д. Шадриков.
“_23_”_____12_________________ 1999 г. “__14_”___03_____________ 1999 г.
Номер государственной регистрации.
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Специальность 350600 Судебная экспертиза.
Вводится с момента утверждения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350600 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
1.2. Квалификация выпускника –эксперт-криминалист.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста по специальности 350600 Судебная экспертиза при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Производит криминалистические экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по заданиям правоохранительных органов. Участвует в качестве специалиста в следственных действиях. Ведет экспертно-криминалистические картотеки и коллекции.
Проводит анализ практики использования криминалистических средств и методов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации судебно-экспертной деятельности и повышению качества этой работы. Выявляет, обобщает, распространяет и внедряет передовой опыт организации использования криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
Осуществляет мероприятия по технической эксплуатации, организации метрологии и ремонту криминалистической техники, имеющейся в судебно-экспертном учреждении.
Выявляет на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм деятельности судебно-экспертных учреждений условия, способствующие совершению преступлений, и разрабатывает предложения, направленные на их устранение.
Участвует в обучении сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств, а также возможностям их использования в раскрытии и расследовании преступлений.
Изучает научно-технические достижения с целью последующего их использования в практической деятельности судебно-экспертных учреждений. Может проводить рационализаторскую и изобретательскую работу в целях совершенствования и модернизации криминалистической техники.
Должен знать и уметь использовать в профессиональной деятельности :
основы теории права;
основы материального и процессуального права;
теоретические основы судебной экспертизы;
теоретические основы раскрытия и расследования преступлений;
тактические приемы производства следственных действий;
формы организации и методику расследования отдельных видов преступлений;
основы оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов;
систему экспертных учреждений Российской Федерации и зарубежных стран;
правовой статус, задачи и функции, организацию деятельности экспертных учреждений (экспертно-криминалистических подразделений) в системе правоохранительных органов;
порядок, организацию и тактику использования криминалистических средств и методов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
процессуальное положение эксперта и специалиста, их права и обязанности, содержание деятельности;
возможности применения естественно-научных, инженерно-технических методов и средств в криминалистических исследованиях вещественных доказательств, вычислительной техники и автоматизированных информационно-поисковых систем криминалистического назначения, автоматизированных рабочих мест эксперта-криминалиста;
методики проведения криминалистических экспертиз;
структуру заключения эксперта, порядок оформления результатов экспертиз и исследований ;
современные технико-криминалистические методы, средства и приемы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материально фиксированных источников информации в целях раскрытия и расследования преступлений;
особенности применения криминалистических средств и методов собирания и использования вещественных доказательств при производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий;
организацию и ведение экспертно-криминалистических картотек и коллекций, формы повышения эффективности их использования в раскрытии и расследовании преступлений;
формы и методы профилактической работы эксперта-криминалиста по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений;
правила эксплуатации криминалистических средств, основы деятельности по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению экспертно-криминалистических подразделений;
правила техники безопасности при работе с лабораторной и исследовательской техникой, с опасными видами веществ;
основы дидактики и методики проведения практических занятий с работниками правоохранительных органов по применению криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.
Область профессиональной деятельности – судебно-экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений. путем использования специальных познаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей розыскной и доказательственной информации в целях установления объективной истины по конкретным делам.
Объекты профессиональной деятельности – свойства и признаки материальных объектов судебно-экспертного исследования.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
1.4. Возможности продолжения образования.
Эксперт-криминалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350600 Судебная экспертиза, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре (адъюнктуре).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ.
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности с зачислением на службу в органы внутренних дел или иные правоохранительные органы высшей учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350600 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
3.1. Основная образовательная программа подготовки эксперта-криминалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки эксперта-криминалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эксперта-криминалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН – общие математические и естественно-научные дисциплины;
цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС – дисциплины специальности;
цикл СД – специальные дисциплины;
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТА-КРИМИНАЛИСТА.
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350600 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Наименование дисциплин и их основные разделы.
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные осо6енности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации, чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах .
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления , характерные для профессиональной речи.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь о использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Чтение. Виды текстов : несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности .
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: обще и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I . Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального обществ в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радиальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движения и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость . Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупные спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема: гипотеза, судебно-следственная версия, теория.
Культура мышления, критерии отличия истины от заблуждения; законы и правила формальной логики. Правила ведения диалогов, споров, полемик, аргументаций.
Логика судебно-экспертного познания.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность . Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культорологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики .
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические шкалы.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизации.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Психология и педагогика.
Психология . Предмет, объект и методы психологии.
Место психологии системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение в деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психологические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства.
Психологическая регуляция поведения в деятельности.
Психология малых групп.
Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика . Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Русский язык и культура речи.
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле.
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые формы учебной и научной сфер деятельности.
Национально-региональный (вузовский) компонент.
Дисциплины и курсы по выбору студента,
Общие математические и естественнонаучные дисциплины.
Информатика . Предмет, цели, задачи и система курса. Основные положения концепции информатизации общества. Место курса в системе учебных дисциплин.
Основные понятия информатики. Информация, ее виды и свойства, единицы измерения. Кибернетика и информатика. Информатика как наука о технологии обработки информации. Понятие информационной системы.
Компьютер как инструмент для обработки информации. Аппаратное обеспечение компьютерной технологии. Компьютерные сети и системы. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы. Командный язык ОС. Файловая система. Сервисные программы. Вычислительные системы с распределенными параметрами. Основные этапы постановки и решения задачи. Языки программирования и их классификация. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Обработка цифровой информации с помощью табличных процессоров. Графическое отображение данных. Обработка статистической информации. Системы управления базами данных.
Моделирование социально-правовых процессов. Инструментальные средства решения оперативно-служебных задач правоохранительных органов на ЭВМ. Автоматизированное рабочее место. Понятие информационной сети. Модемная компьютерная связь. Системы поддержки принятия решений. Понятие экспертной системы. Интегрированная программная среда как основа построения АРМ руководителя и специалиста. Аппаратно-программные средства защиты информации. Организационно-технические основы борьбы с компьютерными преступлениями.
Компьютерные технологии в экспертно-криминалистической деятельности.
Основы компьютерно-технической экспертизы.
Математика . Основные этапы становления современной математики. Структура современной математики. Основные черты математического мышления. Элементы, множества, отношения, числа. Основные идеи математического анализа. Дифференциальные уравнения. Общая постановка задачи о принятии решения. Математика случайного. Элементы теории вероятностей. Основные понятия математической статистики. Математические методы проверки гипотез.
Использование математических методов в экспертно-криминалистической деятельности. Теория планирования эксперимента. Теория ошибок.
Концепции современного естествознания.
Основные этапы развития естествознания. Естествознание и юридические науки. Материя и движение. Концепции пространства и времени. Силы взаимодействия.
Погрешности измерений и их классификация. Обработка и оценка результатов измерений. Средства измерений и их характеристики.
Основы строения и превращения вещества. Основные понятия квантовой механики. Электронная теория строения атома.
Понятие вещества. Основополагающие законы химии. Химические реакции, их виды, энергетика и кинетика. Растворимость веществ. Свойства растворов.
Структура вещества. Физические свойства веществ и материалов. Механические свойства веществ и материалов. Тепловые свойства веществ и материалов. Электрические и магнитные свойства веществ и материалов. Излучение и вещество. Оптические свойства и цветовые характеристики веществ и материалов. Основные понятия волновой оптики. Основные понятия геометрической оптики. Взаимодействие излучения с веществом. Спектры. Виды и источники излучения, используемые при собирании и исследовании вещественных доказательств. Цвет и цветовое зрение.
Естественно-научные методы исследования веществ и материалов, используемые в судопроизводстве. Классификация методов исследования веществ и материалов. Методы исследования морфологии веществ и материалов. Методы исследования состава веществ и материалов. Методы исследования структуры веществ и материалов.
Объекты биологического происхождения и роль их исследования в судопроизводстве. Клетки и ткани. Основы генетики. Уровни биологической организации. Биологические науки. Понятие систематических категорий. Доклеточные и предклеточные организмы. Ядерные организмы. Методы судебно-ботанических исследований. Общие свойства животных. Методы судебно-зоологических исследований. Эволюционная теория происхождения человека. Человек как объект судебного исследования.
Основные принципы экологии. Экологические исследования в правоприменительной сфере.
Национально-региональный (вузовский) компонент.
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.
Теория государства и права.
Методологические основы познания государства и права. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права .
Понятие и сущность государства. Государство в политической системе общества. Типы и формы государства. Механизм государства. Правовое государство и гражданское общество.
Понятие и сущность права. Источники права. Система права и система законодательства. Правовые системы и правовые семьи.
Правоотношения. Реализация права. Толкование права.
Правовое сознание и правовая культура.
Законность и правопорядок.
Правонарушения и юридическая ответственность.
Государство, право, личность.
Понятие и предмет конституционного права. Место конституционного права в системе российского права. Источники и система конституционного права.
Основы конституционного строя. Конституционный статус человека и гражданина. Гражданство. Государственное устройство. Органы государственной власти РФ и ее субъектов. Конституционные основы местного самоуправления.
Конституционные основы деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации.
Понятие административного права. Административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Источники административного права.
Административно-правовые нормы. Субъекты административного права. Административное право и государственное управление.
Понятие государственной службы. Органы, применяющие административное принуждение.
Административная ответственность. Административное правонарушение. Дисциплинарная ответственность.
Административный процесс. Административное производство. Процессуальные гарантии административного производства.
Контроль и надзор и их виды.
Правовые основы управления в отраслях материального производства и социально-культурной сфере.
Гражданское право и гражданский процесс.
Гражданское право в системе права России. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
Понятие гражданского правоотношения. Граждане как субъекты гражданского права.
Юридические факты. Понятия и виды сделок.
Ответственность по гражданскому праву.
Право собственности и его носители.
Понятие и виды обязательств. Гражданско-правовой договор (купля-продажа, мена, аренда и др.). Право наследования. Интеллектуальная собственность.
Форма защиты гражданских прав.
Понятие гражданского судопроизводства. Процессуальная форма.
Принципы российского гражданского процессуального права. Гражданские процессуальные отношения.
Подведомственность гражданских дел. Подсудность.
Понятие и виды исков. Судебное доказывание. Исковое производство. Судебное разбирательство. Виды судебных постановлений.
Исполнительное производство. Арбитраж. Нотариат. Третейские суды.
Экологическая функция государства. Понятие экологического права. Предмет и метод правового регулирования. Источники экологического права.
Окружающая среда как объект правовой охраны. Право природопользования и его виды. Правовой механизм охраны окружающей природной среды .
Ответственность по экологическому праву. Экологические правонарушения. Правовой режим использования и охраны земель, недр, лесов, вод, животного мира, атмосферного воздуха. Международно-правовая охрана окружающей среды.
Трудовые отношения рабочих и служащих и производные от них отношения как предмет трудового права. Субъекты трудового права.
Понятие трудового правоотношения. Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов.
Понятие коллективного договора и его роль. Правовое регулирование трудоустройства и занятости населения.
Понятие трудового договора (контракта). Виды трудовых договоров.
Рабочее время и время отдыха. Системы заработной платы. Правила внутреннего распорядка. Трудовая дисциплина.
Материальная ответственность сторон трудового правоотношения.
Охрана труда. трудовые споры и порядок их разрешения.
Нормирование труда эксперта.
Криминология и профилактика преступлений.
Предмет, система и методы криминологии. Криминология и ее связь с другими науками.
Преступность и ее основные характеристики. Причины и условия преступности, их классификация.
Понятие условий, способствующих совершению преступлений.
Криминологическая характеристика преступлений.
Личность преступника и пути ее изучения.
Виктимологические исследования в криминологии, учение о жертве преступления.
Понятие организованной и профессиональной преступности.
Предупреждение преступности и роль эксперта-криминалиста в профилактике преступлений.
Криминологическое прогнозирование и планирование.
Понятие уголовного права. Принципы российского уголовного права. Источники уголовного права. Политика государства в области уголовного права.
Понятие уголовной ответственности и ее основания.
Понятие преступления. Состав преступления и его элементы. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении.
Понятие, виды, цели наказания. Назначение наказания.
Особенная часть уголовного права. Виды преступлений по российскому уголовному законодательству.
Понятие уголовного процесса. Уголовно-процессуальное право и его источники.
Уголовно-процессуальные правоотношения. Принципы российского уголовного процесса. Субъекты уголовного процесса.
Права и обязанности судебного эксперта.
Доказательства в уголовном процессе. Теория и практика доказывания.
Меры процессуального принуждения.
Возбуждение уголовного дела. Предварительное следствие и дознание.
Судебная экспертиза в уголовном процессе.
Понятие и виды подсудности.
Назначение судебного заседания, судебное разбирательство. Суд присяжных.
Обжалование и опротестование приговора. Исполнение приговора. Пересмотр в порядке надзора вступившего в силу приговора суда.
Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Предмет, система, методы и задачи науки криминалистики. История криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика. Криминалистика в зарубежных странах.
Общие положения криминалистической техники. Криминалистическая фотография и видеозапись. Криминалистическая трасология. Криминалистическое исследование оружия и следов его применения. Криминалистическая габитоскопия. Криминалистическое исследование документов. Криминалистическая одорология. Криминалистическая фоноскопия. Криминалистическое исследование веществ и материалов. Основы криминалистической регистрации.
Общие положения криминалистической тактики. Тактика следственного осмотра и освидетельствования. Тактика допроса и очной ставки. Тактика представления для опознания. Тактика выемки и обыска. Тактика следственного эксперимента. Тактика проверки показаний на месте. Тактика получения образцов для сравнительного исследования. Тактика назначения и производства экспертиз.
Организация расследования преступлений. Криминалистические версии и планирование расследования. Взаимодействие следователя с органами дознания и другими участниками расследования преступления. Использование помощи населения и средств массовой информации в расследовании преступлений. Изучение личности при расследовании преступлений. Организация защиты участников расследования. Розыскная деятельность следователя. Криминалистическая регистрация.
Общие положения криминалистической методики. Методика расследования групповых преступлений и преступлений, совершенных организованными группами.
Расследование преступлений против жизни и здоровья. Расследование преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Расследование преступлений против собственности. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности. Расследование налоговых преступлений. Расследование преступлений против общественной безопасности. Расследование должностных преступлений. Особенности расследования преступлений “по горячим следам”. Особенности расследования преступлений организованных преступных сообществ. Особенности расследования преступлений в сфере движения компьютерной информации. Профилактическая деятельность следователя.
Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности, ее назначение и место в решении задач уголовной политики и борьбы с преступностью. Задачи, принципы, правовая основа.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Информационное обеспечение и документирование.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права, социальная и правовая защита.
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Финансовое обеспечение, контроль и надзор.
Предварительные исследования и участие специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях.
Предмет, система, методы судебной медицины. Задачи и правовые основы судебно-медицинской экспертизы.
Классификация смерти. Трупные изменения. Определение времени наступления смерти. Повреждения. Механические повреждения. Понятие о гипоксии. Механическая асфиксия.
Осмотр трупа на месте его обнаружения.
Судебно-медицинская экспертиза трупа. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Экспертиза вреда здоровью.
Предмет, система и методы судебной психиатрии, место судебной психиатрии в системе научного знания.
Общие представления о психических расстройствах и заболеваниях. Структура и распространенность психических расстройств и заболеваний в обществе и криминальной среде.
Основные принципы организации и проведения судебно-психиатрических экспертиз (СПЭ), ее законодательные основы. Цель, задачи СПЭ. Виды СПЭ.
Отдельные качественные признаки психических расстройств и заболеваний. Психические заболевания и их судебно-психиатрическая оценка.
Теория судебной экспертизы.
Процессуальные и организационные вопросы судебной экспертизы. Процессуальные основы института судебной экспертизы в Российском законодательстве. Экспертные учреждения: виды, система, функции, задачи. Организация производства судебной экспертизы в экспертных заведениях. Организация производства судебной экспертизы вне экспертных заведений. Судебный эксперт: статус, компетенция, квалификация. Система профессиональной подготовки судебных экспертов.
Научные основы судебной экспертизы. Концептуальные основы общей теории судебной экспертизы: предмет, система, функции. Основы классификаций судебных экспертиз. Учение о субъекте судебно-экспертных исследований. Учение об объектах судебных экспертиз, их свойствах и признаках. Судебно-экспертные технологии: понятие, виды, проблемы и тенденции развития. Учение о методах общей теории судебной экспертизы и экспертной деятельности. Экспертная идентификация. Экспертная диагностика. Экспертное прогнозирование. Экспертная профилактика. Язык судебной экспертизы.
Гносеологические и методические основы судебной экспертизы. Назначение судебной экспертизы: основания, подготовка, выбор субъекта исследования. Процесс экспертного исследования. Судебно-экспертное познание, его сущность и принципы. Теория решения экспертных задач. Методики и технологии экспертных исследований. Заключение судебного эксперта: структура, содержание, критерии оценки, пути использования в судопроизводстве. Экспертные ошибки: виды, причины, последствия, предупреждение. Научная организация труда судебного эксперта.
Система криминалистической фотографии. История развития общей и криминалистической фотографии. Естественно-научные основы фотографии.
Устройство, принцип действия, приемы и правила работы с фотоаппаратурой.
Сенситометрические характеристики фотоматериалов, методика их определения. Свойства фотографических материалов . Характеристики светофильтров .
Фотографическая съемка и лабораторная обработка фотоматериалов. Рецептура фоторастворов. Характеристики качества фотографических изображений. Процесс печати фотоснимков.
Фотографирование объектов при неблагоприятных условиях освещения. Фотографические методы фиксации объектов судебной экспертизы. Репродукционная фотография. Макросъемка. Макрорепродукционные установки. Микросъемка. Фотографирование в невидимой зоне спектра. Фотографирование в отраженных ультрафиолетовых лучах, инфракрасных лучах и люминесценции. Контрастирующая фотография. Способы первичного и вторичного усиления контраста изображения. Изменение цветового контраста объекта в процессе фотографирования на черно-белые фотоматериалы. Особенности фотографирования отдельных объектов криминалистической экспертизы. Цветная фотография.
Фотографирование в ходе осмотра места происшествия и при производстве других следственных действий.
История развития средств фиксирования динамических действий и процессов. Научные основы видеозаписи.
Аппаратура видеозаписи. Техника видеозаписи. Аппаратура и приемы монтажа и демонстрации видеофильмов.
Составление сценарного и схематического планов проведения видеосъемки отдельных следственных действий. Оформление результатов применения видеозаписи.
Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий.
Научные основы криминалистического исследования веществ, материалов и изделий.
Основные сведения о веществах и материалах (технология получения, свойства и видоизменения под действием окружающей среды, криминалистических действий и факторов). Вещества, материалы и изделия (ВМИ) – носители розыскной и доказательственной криминалистически значимой информации в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
Понятие и классификация микрообъектов. Значение микрообъектов в раскрытии и расследовании преступлений.
Приемы, методы и средства предварительного исследования веществ и материалов. Работа с ВМИ на месте происшествия. Тактические приемы, технико-криминалистические методы и средства работы с ВМИ. Способы и технические средства обнаружения, фиксации, изъятия, упаковки и предварительного исследования ВМИ.
Изучение отдельных классов объектов криминалистического исследования ВМИ, а именно: лакокрасочных материалов, лакокрасочных покрытий и окрашенных предметов; волокнистых материалов и изделий из них; стекла, керамики и изделий из них; пластмасс, резин и изделий из них; металлов, сплавов и металлических изделий; наркотических и сильнодействующих веществ, нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, парфюмерно-кос-метических изделий; спиртосодержащих жидкостей; продуктов выстрела и взрыва; материалов документов.
Изучение этапов получения, изготовления данных классов объектов, их классификации, особенностей методов и технических средств, применяемых при поиске, фиксации, изъятии и упаковке, цель, задачи и методика проведения их предварительного исследования, задачи и возможности экспертного исследования.
Методы восстановления измененных и удаленных маркировочных обозначений.
Предмет, задачи, объекты и методы криминалистической регистрации.
Оперативно-справочные учеты лиц, совершивших преступления, объявленных в розыск и осужденных.
Централизованные криминалистические и розыскные учеты.
Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки .
Порядок получения и использования регистрационной информации.
Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях.
Формы использования специальных познаний в судопроизводстве. Правовой институт специалиста.
Виды помощи, оказываемой специалистом-криминалистом следователю. Функции и задачи специалиста-криминалиста в ходе осмотра места происшествия и других следственных действиях.
Тактика работы со следами в ходе осмотра места происшествия. Поиск, обнаружение, фиксация, изъятие и предварительное исследование следов – объектов традиционных криминалистических экспертиз, криминалистической экспертизы веществ, материалов и изделий, судебно-биологической и других экспертиз. Особенности работы со следами при производстве осмотров мест происшествий по различным категориям преступлений.
Методы и средства экспертных исследований.
Классификация и общая характеристика методов и технических средств экспертных исследований.
Метрологические параметры применяемых в экспертных исследованиях технических средств. Аналоговые и цифровые измерения.
Средства и методы увеличения изображений объектов криминалистической экспертизы.
Спектральные средства и методы исследования объектов: оптическая, лазерная, рентгеновская, радиоволновая спектроскопия.
Основные типы оптических приборов.
Химические методы исследования объектов, качественный и количественный анализ.
Хроматографические средства и методы анализа объектов криминалистического исследования: газовая, жидкостная, тонкослойная хроматография.
Цифровые средства и методы фиксации криминалистически значимой информации: цифровые фотоаппараты, сканеры, цифровые видеокамеры.
Компьютеризированное рабочее место эксперта.
Национально-региональный (вузовский) компонент.
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.
Трасология и трасологическая экспертиза.
Предмет, задачи, система трасологии. Научные основы и методы трасологической экспертизы. Объективные закономерности материального мира, изучаемые трасологией.
Основы трасологической идентификации. Современное состояние трасологических исследований.
Понятие следа в трасологии, механизм следообразования. Классификация следов в трасологии. Осмотр, обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение следов. Предварительное исследование следов и использование его результатов в раскрытии преступлений.
Основные положения методики трасологических экспертиз. Структура и содержание заключения эксперта. Нормативная регламентация оформления заключения.
Система трасологической экспертизы. Установление целого по его частям. Экспертиза следов человека, его одежды и обуви. Экспертиза следов животных. Экспертиза орудий, инструментов и механизмов, следов взлома, запирающих устройств, транспортных средств, узлов и петель.
Применение компьютерных информационно-поисковых и экспертных систем при выполнении трасологических экспертиз.
Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза.
История развития дактилоскопии и ее научные основы; предмет, объекты и методы.
Характеристика кожного покрова человека.
Обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение следов кожного покрова и использование результатов их предварительного исследования в раскрытии преступлений.
Дактилоскопирование живых лиц и трупов.
Вопросы, разрешаемые дактилоскопической экспертизой, объекты экспертного исследования.
Методика традиционной дактилоскопической экспертизы следов папиллярных узоров. Особенности экспертизы отдельных видов следов кожного покрова человека. Стадии экспертного дактилоскопического исследования.
Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза.
Понятие огнестрельного оружия, история его развития. Устройство огнестрельного оружия и основные его характеристики. Классификация ручного огнестрельного оружия.
Установление состояния огнестрельного оружия.
Самодельное огнестрельное оружие и его основные конструктивные решения. Критерии относимости самодельных устройств к категории “огне-стрельное оружие”.
Понятия “боеприпас” и “патрон”, их устройство и классификация. Виды порохов, их составы и основные свойства. Поражающая способность боеприпаса: факторы действия снаряда огнестрельного оружия на преграду; критерии оценки поражающей способности снаряда. Установление состояния боеприпасов.
Предмет, задачи, объекты судебно-баллистической экспертизы. Научные основы судебно-баллистической экспертизы.
Основы внутренней баллистики.
Следы огнестрельного оружия на пулях и гильзах, механизм их образования, причины вариационности следов.
Идентификация огнестрельного оружия по следам на гильзах и снарядах, ее предпосылки. Методика решения идентификационных задач.
Основы внешней баллистики.
Установление обстоятельств применения огнестрельного оружия.
Криминалистическое исследование объектов, конструктивно сходных с огнестрельным оружием. Понятие, принцип действия, классификация, устройство пневматического и газового оружия. Экспертные задачи, решаемые в отношении пневматического и газового оружия и методы их решения .
Криминалистическая экспертиза холодного и метательного оружия.
Объект, предмет и задачи криминалистической экспертизы холодного оружия.
Понятие холодного оружия. История его развития, конструкция, признаки и классификация. Критерии относимости объектов к холодному оружию и изделиям, сходным по внешнему строению с таким оружием.
Методы криминалистического экспертного исследования различных типов холодного оружия.
Понятие метательного оружия. История развития метательного оружия, его признаки и классификация. Объект, предмет и задачи криминалистической экспертизы метательного оружия.
Виды и конструктивные особенности метательного оружия. Криминалистические требования к метательному оружию.
Основы методики криминалистического исследования метательного оружия.
Почерковедение и почерковедческая экспертиза.
Научные основы судебного почерковедения. Предмет, система, задачи и объекты почерковедческой экспертизы.
Понятие письма и почерка, основные свойства почерка. Идентификационные признаки письма, их классификация.
Общие положения методики идентификационной почерковедческой экспертизы. Модельные методы в почерковедческой экспертизе.
Особенности методики исследования подписей.
Криминалистическое исследование рукописей, выполненных измененным почерком.
Особенности исследования цифровых, кратких и иных записей.
Особенности проведения многообъектных почерковедческих экспертиз.
Особенности диагностических и ситуационных исследований почерковых объектов.
Особенности розыска исполнителя рукописи по признакам письма.
Основы автороведческой экспертизы.
Технико-криминалистическая экспертиза документов.
Предмет, задачи и объекты технико-криминалистической экспертизы документов.
Исследование машинописных документов и документов, снабженных специальными защитными средствами, выполненных полиграфическими способами, продукции оперативной полиграфии, компьютерной техники, кассовых аппаратов, оттисков печатей и штампов.
Особенности исследования подписей, выполненных с использованием технических средств и приемов.
Методика исследования документов с измененным первоначальным содержанием.
Технико-криминалистическое исследование документов с целью розыска.
Исследование денежных знаков и ценных бумаг.
Материалы документов, методы их исследования. Криминалистическое исследование бумаги, материалов письма, клеящих веществ, покровных, переплетных материалов, травящих веществ.
Габитоскопия и портретная экспертиза.
Научные предпосылки идентификации и диагностики личности по признакам внешности. Свойства внешности человека.
Предмет, задачи и система криминалистической портретной экспертизы.
Элементы и признаки внешности, их классификация. Факторы, обусловливающие изменение внешности человека.
Влияние фотографических факторов на отображение элементов и признаков внешности.
Методы сравнения, применяемые в портретной экспертизе. Возможности идентификации личности по костным останкам и посмертным маскам.
Методика составления субъективных портретов.
Всего часов теоретического обучения.
5.СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350600 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
– теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии 166 недель;
– практика, включая подготовку выпускной квалификационной работы – не менее 23 недель;
– итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы – не менее 6 недель;
– каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – не менее 32 недель .
5.2. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается в объеме 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения как правило не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период .
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ.
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350600 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки эксперта-криминалиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Контрольные экспертизы, контрольные и курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного завладения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материал для циклов дисциплин, в пределах 5%, по отдельным дисциплинам – 10%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины “Иностранный язык” в объеме не менее 340 часов и “Физическая культура” в объеме не менее 408 часов, отечественная история, философия, остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза, при этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
реализовывать основную образовательную программу подготовки эксперта-криминалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых дают для этого достаточные основания .
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
6.2.1. Реализация основной образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста по специальности 350600 Судебная экспертиза должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.2.2. Доля преподавателей с учеными степенями докторов наук и учеными званиями профессоров, привлекаемых к образовательному процессу, должна быть не менее 5%, в том числе количество штатных преподавателей докторов наук, профессоров по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин в совокупности по специальности 350600 Судебная экспертиза – 2.
Должности преподавателей, на которые привлекаются лица с ученой степенью доктора наук и ученым званием профессора, могут замещаться штатными совместителями, выполняющими в сумме полную учебную нагрузку.
Доля преподавателей с учеными степенями и (или) учеными званиями общепрофессиональных и специальных кафедр должна составлять не менее 50%. В структуре вуза должно быть не менее трех кафедр экспертного профиля. Доля штатных преподавателей, привлекаемых к образовательному процессу по совокупности общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности, должна быть не менее 60%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста эксперта-криминалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента (слушателя) к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Собственная библиотека вуза должна иметь:
учебно-методические комплексы по каждой дисциплине учебного плана;
базовые учебники, практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном для организации учебного процесса с заявленной численностью студентов.
Уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Вуз, реализующий программы высшего профессионального образования по специальности 350600 Судебная экспертиза должен обладать возможностями доступа к различным сетевым источникам информации.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста эксперта-криминалиста, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Обеспеченность вуза общей площадью на одного обучающегося контингента, приведенного к очной форме обучения, должна составлять 10,5 м 2 .
Примерный перечень лабораторий, полигонов и кабинетов:
2. Криминалистической видеозаписи.
3. Дактилоскопических исследований.
4. Трасологических исследований.
5. Исследования огнестрельного оружия, боеприпасов и следов их применения.
6. Исследования холодного и метательного оружия.
7. Технико-криминалистического исследования документов.
8. Криминалистического исследования веществ, материалов и изделий.
9. Криминалистические полигоны (осмотров мест происшествия, криминалистического исследования следов).
10. Полигон для отстрела оружия.
1. Иностранного языка.
2. Информатики (компьютерные классы).
4. Компьютерных технологий в экспертно-криминалистической деятельности.
5. Оперативно-розыскной деятельности.
6. Судебной медицины.
7. Криминалистической габитоскопии.
8. Спортивный зал.
6.5. Требования к организации практик.
Практика является одним из видов учебных занятий. Продолжительность практики при подготовке эксперта-криминалиста – не менее 24 недель.
6.5.1. Практика проводится в базовых учреждениях по профилю подготовки специалиста.
Основные этапы практики: ознакомительная, практика по профилю специальности, преддипломная практика (стажировка).
6.5.2. Преддипломная практика (стажировка) проводится в экспертно-криминалистических учреждениях, имеющих необходимое материально-техническое оснащение. Преддипломная практика (стажировка) проводится по индивидуальному плану под руководством закрепленных преподавателя и сотрудника экспертно-криминалистического учреждения, имеющего стаж экспертной работы не менее 5 лет.
6.5.3. В период проведения преддипломной практики (стажировки) обучаемому предоставляется не менее одного для в неделю для подготовки выпускной квалификационной работы.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350600 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, а именно:
– выполнять на современном научно-методическом уровне криминалистические экспертизы ;
– анализировать уровень использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью на региональном уровне, готовить во взаимодействии с оперативными и следственными подразделениями предложения, разрабатывать меры по повышению их эффективности;
– оказывать помощь следователю, оперативным работникам в использовании криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе в выдвижении следственных версий, отборе образцов для сравнительного исследования, формулировании вопросов перед экспертом, криминалистическом описании внешности человека;
– применять криминалистические средства и методы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия всех видов следов и вещественных доказательств при производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, составлять субъективные портреты по показаниям очевидцев – свидетелей и потерпевших;
– проводить на месте в условиях следственных действий и оперативных мероприятий предварительные исследования вещественных доказательств в целях выдвижения версий о природе, происхождении, иных характеристиках объекта, установления данных о личности преступника, применявшихся им орудиях преступления, транспортных средствах и другой розыскной информации;
– вести экспертно-криминалистические картотеки и коллекции;
– осуществлять организацию технического обслуживания криминалистической техники, находящейся на вооружении экспертно-криминалистических подразделений;
– готовить обзоры использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений в конкретном регионе;
– на основе анализа экспертной практики выявлять условия, способствующие совершению преступления, и вносить предложения по их устранению;
– внедрять в практику экспертно-криминалистических подразделений новейшие методики производства криминалистических экспертиз;
– проводить занятия по использованию криминалистических средств и методов с сотрудниками правоохранительных органов.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста эксперта-криминалиста включает выпускную квалификационную работу и два государственных экзамена, позволяющих выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста эксперта-кри-миналиста.
Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области судебной экспертизы, в которой выпускник, изучив современное состояние и перспективы развития конкретных видов экспертных исследований следов и вещественных доказательств, демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи по совершенствованию методов, приемов и технических средств работы со следами на местах происшествий, методик экспертного исследования.
Обучаемому предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому обучаемому назначаются руководитель и консультанты. Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершению профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат обязательному рецензированию.
7.2.3. Требования к государственным экзаменам: по итогам обучения сдается два государственных экзамена.
7.2.4. По окончании вуза выпускникам выдаются:
– диплом государственного образца по специальности 350600 Судебная экспертиза с присвоением квалификации эксперт-криминалист;
– свидетельство на право производства криминалистических экспертиз.
Учебно-методическое объединение по образованию.
в области судебной экспертизы.
Центр информационного и научно-методического обеспечения.
кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 350600 Судебная экспертиза 25.11.99 г., протокол № 4.
Председатель Совета УМО ______________________________ А.Г. Егоров.
Заместитель председателя Совета УМО ______________________________ А.А. Шнайдер.
Центр информационного и научно-методического.
обеспечения кадровой политики МВД России ___________________________ В.И.Смирягин (подпись)
Главное Управление кадров.
и кадровой политики МВД России __________________________ А.С. Батышев.
Экспертно-криминалистический центр МВД России _____________________ И.П. Карлин.
Управление образовательных программ и стандартов.
высшего и среднего профессионального образования _________________________ Г.К. Шестаков.
Начальник отдела гуманитарного образования _______________________ Т.Э. Петрова.
Сотрудник, курирующий данное направление ________________________ С.Н. Никитаев.
Электронный вариант соответствует печатному.
Заместитель начальника Центра.
информационного и научно-методического.
обеспечения кадровой политики МВД России В.Я.Семенов.
Заместитель председателя совета.
Учебно-методического объединения вузов.
по специальности 350600 Судебная экспертиза А.А.Шнайдер.